Конвергентные услуги

Конвергентные услуги — это комплекс услуг и сервисов, сочетающий в себе возможности мобильной и фиксированной связи на базе единого профиля абонента. Иными словами, это пакет телекоммуникационных услуг, которые реализуются путем объединенного доступа к сети оператора.
FMC (fixed and mobile convergence) - Продукт «Fixed Mobile Convergence» (далее FMC) предназначен для предоставления услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной сотовой радиотелефонной связи корпоративным клиентам оператора связи, которые уже заказали услуги фиксированной телефонной связи оператора. Услуга FMC позволяет организовать виртуальную частную сеть клиента с единым планом внутренней нумерации для фиксированных стационарных и мобильных телефонов сетей FMC оператора. Дата 2017-05-30

В 2015 году Казахстане 2 конкурирующих с группой АО «Казахтелеком» сотовых оператора (Билайн, KCell) подали в Комитет информатизации и связи МИР РК требования по получению лицензий на LTEи мотивировали свои заявки тем, что в результате слияния Алтел и Теле 2 с учетом аффилированности с национальным оператором АО «Казахтелеком», возникнет компания с чрезмерно высокими конкурентными преимуществами на мобильном рынке. Известно также, что уполномоченным органом новые частоты распределяться в ближайшее время не будут. Конкурсы по ним, как и предполагалось раньше, пройдут примерно в 2017 году. До этого услуги LTE будут предоставляться в режиме технологической нейтральности: операторы сами смогут решать, какие частоты использовать для 2-, 3– или 4G.
Кроме того, регулятор выставил собственное встречное условие: операторы должны договориться и распределить между собой населенные пункты с числом жителей от 500 до 1000 человек и обеспечить в них сотовую связь. Это около 800 аулов. Установка одной базовой станции (БС) в таких местах обходится примерно в $100 тыс., но практически никогда не окупается.
На конец 2015 года в Казахстане из всех 4 сотовых операторов возможность предоставлять конвергентные услуги FMC имеют лишь 2 оператора:
Мобайл Телеком с маркой Билайн в сотовой связи и фиксированной связью FTTX на базе 2DAYTelecom.
Алтел на базе своей сети LTE, GSM и фиксированной инфраструктуре телефонии и ШПД Интернет АО «Казахтелеком»

Открытый спрос на конвергентные услуги

Основным драйвером мобильного рынка будет мобильный интернет, доля которого может к 2022 году достигнуть 80% рынка мобильной связи в розничном В2С сегменте. В бизнес сегменте В2В, являющимся фокусным для конвергентных услуг у ведущих операторов в России и Казахстане, будет расти не мобильный контент, а именно услуги FMC, в том числе:

  1. Услуги универсальных номеров фиксированной и мобильной голосовой связи;
  2. Услуги универсального высокоскоростного доступа в Интернет;
  3. Услуги доставки ИКТ и М2М услуг на мобильные абонентские устройства.

В качестве основы оценки открытого спроса на услуги FMC принимаются следующие критерии выбора групп абонентов фиксированной и мобильной связи - для анализа берутся действующие абонентские базы Билайн, Алтел и АО «Казахтелеком» в бизнес сегменте, одновременно использующие или намеренные использовать услуги ШПД доступа в Интернет, мобильной и фиксированной голосовой связи. При этом, в бизнес сегменте могут быть приняты за основу все 100% текущей абонентской базы, а в розничном сегменте должен быть применен понижающий коэффициент соразмерный выявленному уровню интереса респондентов к услугам «Универсальный номер» в результате исследования в 16 городах Казахстана.
Так как в отчетах операторов и Агентства по статистики отсутствуют данные по конкретно конвергентным услугам, примем за основу допущение, что до ввода услуги «Универсальный номер» от Алтел в Казахстане отсутствовал рынок конвергенции с историческими фактами. Таким образом анализу может быть подвергнут исторический период с 2013 по 2015 годы на основе данных Алтел и Билайн.
При текущих тарифах в среднем 1490 тенге в месяц на розничного абонента и 5990 тенге в месяц на бизнес абонента FMC услуг можно оценить емкость рынка конвергентных услуг до 18,9 млрд. тенге или почти 3% всего рынка связи. Однако в настоящее время обороты рынка конвергентных услуг распределены внутри рынков мобильной и фиксированной связи. При этом бизнес сегмент на данном рынке является более емким (67% всего рынка), чем розничный сегмент (33% всего рынка) в 2015 году в денежном выражении.
По оценке размера абонентской базы видно, что пока монополистом на рынке конвергентных услуг в Казахстане является АО «Казахтелеком».

Предлагаемые конвергентные услуги от Билайн

Услуга FMC от Билайн позволяет соединить фиксированную и мобильную связи и предоставить корпоративному клиенту максимально широкий спектр услуг связи от одной компании. Для пользования услугой клиенту предоставляются SIM-карты Билайн, подключенные на услугу FMC. Возможно использование уже существующих у клиента SIM-карт и номеров сотовой сети Билайн. Покупка нового сотового радиотелефона стандарта GSM не требуется. На радиотелефоне клиента не должны быть активированы запреты на смену SIM-карты и запрет на использование радиотелефона в сети Билайн.
Каждой SIM-карте назначен телефонный номер из плана нумерации федеральной сети Билайн, подключенный на корпоративный тарифный план Билайн, который предусматривает льготную тарификацию вызовов между фиксированными и мобильными телефонами, междугородной и международной связи по сравнению с предлагаемыми стандартными тарифными планами Билайн. Также каждой SIM-карте присвоен набор стандартных дополнительных услуг сети Билайн.

Специальные условия предоставления услуги.

Услуга FMC предоставляется Билайн только юридическим лицам.
Обязательное условие предоставления услуги FMC – клиент должен пользоваться услугами фиксированной связи Билайн и дополнительной услугой телефонной связи Билайн- виртуальной частной сетью (VPN) предоставляемых клиенту в соответствии с Каталогом услуг.
Если у Клиента не была ранее организована услуга VPN, то Клиенту необходимо приобрести данную услугу. Единый план внутренней нумерации для фиксированных стационарных и мобильных телефонов сетей Билайн формируется под индивидуальные требования клиента.
Территория предоставления услуги
Услуга предоставляется на территории действия лицензий ОАО «Вымпелком» на предоставление услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, услуг телематических служб и передачи данных в городах присутствия ОАО «Вымпелком», где установлено соответствующее оборудование доступа.

Варианты предоставления услуги.
В рамках предоставления услуги возможно предоставление дополнительных услуг сотовых сетей Билайн для сотовых радиотелефонов:

  • Голосовая почта
  • Переадресация вызова (Call Forward)
  • Ожидание и удержание вызова (Call Waiting, Call Hold)
  • Запрещение вызова (Call Barring)
  • Автоматический определитель телефонного номера (АОН)
  • Анти-АОН
  • GPRS
  • WAP
  • Прием и передача коротких сообщений SMS
  • Передача данных и доступ в Интернет
  • Передача факсов
  • Роуминг
  • и другие

План набора в сети Билайн устанавливается оператором сотовой сети Билайн ОАО «ВымпелКом». В Казахстане данная услуга была предложена потребителям в конце 2015 года и в отчетности казахстанского Билайн данные по числу подключенных абонентов еще не доступны.

В 2015 году ОАО «ВымпелКом» («Билайн» Бизнес) сообщил об очередном расширении географии предоставления конвергентной услуги «Единая сеть офисных и мобильных» (FMC), покрытие в России достигло 128 городов. Например, в 2014 году услуга была запущена в 37 новых городах: Новомосковск, Орел, Павловск, Мурманск, Сегежа, Алатырь, Арзамас, Балахна, Бугуруслан, Выкса, Гай, Городец, Дзержинск, Заволжье, Канаш, Кстово, Шумерля, Армавир, Геленджик, Сочи, Таганрог, Березовский, Верхняя Пышма, Нижневартовск, Первоуральск, Серов, Арсеньев, Артем, Белогорск, Дальнереченск, Зея, Находка, Райчихинск, Свободный, Тында, Уссурийск, Шимановск.
Таким образом, на конец 2015 года общий охват предоставления услуги «Единая сеть офисных и мобильных» от «Билайн» Бизнес составляет 128 населенных пунктов России.
Благодаря возможности объединять филиалы и головные офисы компаний в единую корпоративную телефонную сеть, данное решение особенно востребовано среди клиентов имеющих распределенную филиальную сеть на территории РФ: банковский сектор, производственные предприятия, сфера гостиничного бизнеса, объекты коммерческой недвижимости (бизнес-центры, офисные здания) и т.д. Обычно, при звонках с мобильного телефона в свой офис, сотрудник набирает общий номер — дозванивается через секретаря или автоответчик. Это долго, неудобно и дорого. С услугой «Единая сеть офисных и мобильных» пользователь может звонить с мобильного телефона «Билайн» на короткий номер офисного стационарного телефона без набора 10-ти значного номера. При таком виде связи кроме удобства дозвона следует отметить и экономическую выгоду для компаний. За счет оптимальной маршрутизации звонков, тарификация происходит по льготной стоимости (в том числе при звонках коллегам в другие регионы), что позволяет достичь до 30% экономии. Сегодня решение FMC предоставляемое «Билайн» Бизнес является уникальным на корпоративном рынке благодаря широкой географии присутствия. В 2013 году Билайн провел миграцию услуги на новую технологическую платформу. Это позволило увеличить не только надежность предоставляемого сервиса, но и увеличить емкость продукта более чем в 4 раза. Согласно нашим данным, услуга «Единая сеть офисных и мобильных» наиболее востребована среди представителей банковского и промышленного секторов. Их количество составляет порядка 30% от общего числа клиентов уже пользующихся данным решением.
Средний тариф Билайн на FMC услуги составляет 300 рублей на 1 SIM карту (около 1400 тенге по текущему курсу рубля) в месяц.
В Казахстане данная услуга может быть распространена только в городах наличия фиксированной инфраструктуры Билайн по FTTB доступу в Интернет – это все 14 областных центров РК, гг. Астана и Алматы.

Предлагаемые конвергентные услуги Алтел / Казахтелеком

В конце 2013 года АО «Казахтелеком» объявил о внедрении единых пакетов услуг фиксированного и мобильного доступа к интернету. «Казахтелеком» и «АЛТЕЛ» разработали единое решение — пакеты услуг домашнего высокоскоростного доступа к интернету (iDNet/Megaline) и мобильного доступа к сети интернет (ALTEL 4G).
К данному шагу Казахтелеком готовился давно. О планах предоставления абонентам универсальных интернет-пакетов топ-менеджеры национального оператора упоминали еще весной, в ходе отчетного круглого стола по итогам 2012 года. Тогда представители Казахтелекома сообщили, что ожидают хорошей отдачи от единых интернет-пакетов, поскольку рынок платного ТВ у компании начал активно расти именно после внедрения пакетных решений. На выбор абонентам предлагаются различные виды «пакетов» с фиксированным и мобильным доступом. Кроме того, в пакет могут быть включены и другие услуги: интерактивное цифровое телевидение (iDTV), SIP-телефония (номер iDPhone) и безлимитные разговоры по РК. По сообщению пресс-службы компании, единый пакет услуг позволяет обеспечить абонентов компании высокоскоростным качественным доступом к «тяжелому» контенту в домашних условиях и оперативному серфингу в дороге и общественных местах.
Новый единый пакет на услуги фиксированного и мобильного доступа к интернету выгоден абонентам с точки зрения цены, качества, получения единого счета и единой точки оплаты, а также наличия единой технической поддержки по номеру 165 для обоих видов доступа — фиксированного и мобильного.
Если в начале 2014 года предоставление единых пакетов услуг осуществлялось только в Алматы и его пригородах (Иссык, Каскелен, Талгар, Бесагаш, Кендала, Кызыл-Кайрат, Чимбулак, Первомайский, Отеген батыра, Айтей и ст. Шамалган), а также в Астане и пригородах (Косши, Ильинка), то уже к концу 2014 года едиными пакетами смогут пользоваться жители Актобе, Атырау, Усть-Каменогорска, Актау, Караганды и Шымкента. К концу 2015 года покрытие конвергентными услугами уже включило все 14 областных центров и гг. Алматы и Астана.
Универсальный номер Алтел и Казахтелеком — это решение «три в одном»: городской и мобильный номер + мобильный интернет 4G. В отличие от Билайн конвергентные услуги АО «Казахтелеком» предоставляются как для бизнес сегмента, так и для розничного сегмента. Основные преимущества сервиса:

  • Высокоскоростной мобильный интернет.
  • Неограниченные звонки на «универсальный номер» с любых городских номеров.
  • Бесплатные звонки на номера АО «Казахтелеком» и АО «Altel» по всему Казахстану.
  • 300 SMS внутри сети Altel.
  • Использование любого мобильного телефона формата GSM.
  • Единый счет на оплату «универсального номера» в конце месяца. Постоплатная тарификация.
  • Удобный просмотр потребления услуг в личном кабинете.
  • Бесплатное подключение к услуге.