Новая госпрограмма развития АПК на 2017-2021 годы самая беспомощная и некомпетентная редакция за последние 20 лет.

Проект программы распространен МСХ РК через отраслевые союзы 5 декабря 2016 года с припиской к срочному предоставлению комментариев до 7 декабря и утверждению до 25-летия Независимости Указом Президента РК. О качестве документа говорит уже паспорт: наименование есть, основание есть, ответственный исполнитель указан во множественном числе (размыта ответственность), цели нет, задач нет, сроки реализации 2017-2021 годы, целевые индикаторы отсутствуют, источники и объемы финансирования по годам отсутствуют.

Текст изобилует не просто орфографическими и стилистическими ошибками, игнорирует пунктуацию, но и колоритно передает неподражаемый казакпайский акцент на каждой странице 126 страничного фолианта – например: "производство продуктов питания составила...".

Идем далее по тексту – структура кстати ничем не отличается от действующей ГП «Агробизнес 2020», за исключением того, что проблемы в отрасли вообще не указаны или упомянуты иллюзорно и фрагментарно. Анализ текущей ситуации выполнен за 2011-2015 годы с гигантскими статистическими ошибками, несмотря на наличие в открытом доступе свежих данных на момент верстки документа, за 9 месяцев 2016 года. В различных разделах документа одни и те же данные представлены не менее в чем 3-4 вариантах с ошибкой корреляции свыше 1000%. Например, в плане развития поголовья скота и птицы до 2021 года планируется сокращение всего поголовья от показателей упомянутых в тексте этого же документа 2011 года по некоторым видам до 30%. SWOT анализ отрасли не тянет даже на курсовую – бла, бла не знамо о чем.

Растениеводство. В данном разделе ни слова о том, что по зерну Казахстан за последние 5 лет вылетел из списка топ 10 мировых поставщиков, а по муке напрочь потерял лидерство. И это понятно, слоновьими действиями Мамытбекова (саботаж индустрии) сокращение посевов пшеницы по статистике составило за 5 лет 2 млн. га!

Оказывается, рис и пшеница не являются приоритетным культурами и в госпрограмму не включены вовсе. А по теплицам, при где-то мельком упомянутом дефиците в сезонных овощах свыше 40% на внутреннем рынке планируется вводить в эксплуатацию преимущественно в северных регионах, где заведомо никакие субсидии прибыли инвесторам не принесут, а в Алматы (нуждающейся как минимум в 70 га теплиц) дополнительно будут вводить лишь по 0,1 га закрытого в год, в Алматинской области лишь 18 га в год.

Животноводство. О ветеринарии практически ничего, как об усопшем. Некие 243 очага есть. Но где, по каким болезням и какие из них повлекли включение Казахстана в буферные зоны по запрету на экспорт продукции животноводства. Что планируется делать – неведомо. А ветеринары ни в чем не виноваты (судя по тексту), им трудно видите ли осуществлять подворный контроль ЛПХ. А еще виноват Казахтелеком – он не провел интернет во все глухомани для ввода данных в базу в интернете. Она вообще существует?

Рыбоводство. Самый лаконичный раздел. Оказывается, в Казахстане ловят рыбу, а не выращивают, потому что крестьяне не знают технологий, бездари. И еще нет кормов для рыбы и рыбопосадочного материала. Вот и все что смог выжать из себя видимо ответственный за раздел сотрудник МСХ. Да, еще денег нет, приписано как бы впопыхах.

Переработка агросырья. Диаграмма 9 - шедевр эпистолярного тумана на странице 14. Все что ясно по тексту – импорт зависимость по готовым к употреблению пищевым продуктам по всем секторам свыше 40%.

Техническое регулирование. Как и в других разделах общие проблемы отрасли почему-то включены именно в этот пункт. А по существу заголовка пункта ничего не сказано.

Экспортный потенциал. Мы, оказывается, никуда кроме Китая и России замахиваться мечтать не смеем.

Органик. Зачем это выделено в отдельный раздел мало понятно. Видимо хотят включит новый вид статистического отчета по учету производителей органической продукции. Что это – не раскрыто.

Водное хозяйство. По квотам трансграничных бассейнов нас обижают, а мы тухнем в тряпочку. Воды будет еще меньше еще и из-за изношенности ирригационных систем. Тарифы очень низкие – воду надо делать для поливов многократно дороже.

Земельные ресурсы. Радостно сообщается о выявлении 7,4 млн. га не используемых по назначению сельхоз земель, в том числе: пашни 0,9 млн. га, залежь 1,2 млн. га, сенокосы 0,08 млн. га, пастбища 5,2 млн. га. Свыше 3 млн. га возвращено в собственность государства, приведены в чувство землепользователи 3,36 млн. га, 1,7 млн. га переданы новым землепользователем и где-то в загашнике осталось 2,34 млн. га.

Субсидирование АПК. Судя по диаграмме 18 субсидии растут как на дрожжах. В 2015 году 69,1 млрд. тенге, в том числе инвестиционные субсидии 19,1 млрд. тенге на 2729 субъектов из 20 000 действующих. Охват производственными субсидиями в животноводстве от числа хозяйств составил менее 6%, в растениеводстве данных не приведено. Однако указано, что по программам финансового оздоровления львиная доля пришлась на растениеводов - 73%, при этом 72% всех одобренных к реструктуризации заемщиков - менее 20 крупных агрофирм.

Кредитование. Объёмы кредитования АПК ежегодно падают более чем на 25% и в 2015 году составили 603,5 млрд. тенге. Судя по описанной проблематике МСХ РК призывает государство стать пожизненным донором БВУ для их долгосрочного фондирования на кредитование отрасли. Без этого нас ждет «деградация системы». Указано, что все субъекты АПК зависят от финансирования исключительно АО «НУХ «КазАгро». Не будет холдинга – хана отрасли.

Страхование. Главный бич в секторе – общества взаимного страхования со страшной аббревиатурой ОВС (совсем как ОПГ). Из-за их «формальной деятельности» местные исполнительные власти получили дополнительный рычаг дойки фермеров без выплаты реальных страховых премий, ну и конечно сами не платят страховые взносы. Короче нету у нас страхования в АПК – строили 20 лет и построили-таки виртуальный мир.

Гарантирование кредитов. Оказывается, ДАМУ вообще не гарантирует субъектов АПК. Вся тяжесть лежит на плечах Продкорпорации, БВУ и СПК. Вот они и дерут до 7% за гарантии.

Налоги в АПК. Самый страшный раздел. Их планируют пересмотреть в сторону ухудшения для субъектов АПК со ссылкой на ВТО, игнорируя достигнутые исключения в Соглашении по вступлению Казахстана в ВТО. Льгот по НДС с 2018 года не будет – спрашивается зачем тогда в 2016 году ввели возмещения по НДС заготовителям? Цитата: «Концептуальная направленность налоговой политики в сторону отмены специальных налоговых режимов». Прощай глава 63 НК РК, которая одна заменяла собой все меры господдержки для всех субъектов АПК???

Логистика. Без КТЖ не обошлось. Они же втюхали ярды в 18 ТЛЦ, заполнить нечем, решили приспособить под фермеров – эти аграрные сироты не балованные, им и такие ТЛЦ сойдут. Пусть и криво, но межведомственное общение налицо. Медаль на грудь МСХ – пообщались с КТЖ.

Информационно-маркетинговое обеспечение АПК. Врешь ППРК о приватизации - КАИ-НАНОЦ-КАМ не зарежешь. Они выживут на госбюджете вопреки здравому смыслу! А почему? Оказывается, любая информация не из этих источников по рынку нелегитимная! Так что статистика других ведомств и даже Агентства по статистике РК не легитимны для АПК. Оно и понятно – ведь сравнивать начнут, вопросы неудобные задавать. А вот запретить их, впаривать на бюджетные деньги за отдельную плату фермерам плод фантазии 10 скрюченных клерков без образования и опыта из КАМ – это легитимно, это по-казахски.

Наука и инновации. Сельхоз кадров нет. Дефицит 80% от требуемых в хозяйствах страны. Парадокс, а выпускают-то как раз на 20% больше требуемых? В данном разделе кто-то явно метнул камень в огород МОН РК. НАНОЦ явно грезит оторвать бюджет на финансирование профильных вузов и колледжей у МОН, ну и сесть на потоки. Прямого фондирования пока выпросить не получилось у МСХ.

Развитие гос. услуг в АПК. Вроде они оказываются через E-Gov, но по мнению МСХ РК это крайне отсталая устаревшая система мониторинга гос. услуг. Поэтому МСХ оптимизировали уже 53% всех гос. услуг. Не успели внедрить, уже оптимизировали. Вопрос к госзакупкам и закупщикам…

Основные выводы. Они поистине пугающие для крупнейших отраслей АПК. Во-первых, оказывается, мало вывели из оборота пашен под пшеницей и рисом. Все равно 2-3 млн. тонн накапливается, куда девать не знают. Будут сокращать. А то, что рынок мировой растет, спрос на нашу пшеницу стабильно высокий, есть целевые рынки сбыта риса и выгоды от обеспечения инфраструктуры экспорта зерновых (пшеницы и риса) окупаются за 1 сезон никто не думает. Проще прирезать курицу, несущую золотые яйца, чем просто дать ей на пару зернышек еды побольше и получить золотых яиц гораздо больше. Вот здесь как раз видно, что с Мин. экономики и Мин. Гос. доходов наше МСХ пообщаться позабыло. А зачем? Мы сами с усами – и жнец, и кузнец, особенно на дуде игрец!

Во-вторых, главной проблемой рационального использования сельхоз земель является недостаточное внимание к дикорастущим плодово-ягодным культурам. Зашибись - 21 млн. га пахотных земель не главное. Главное - дикорастущие ягодники и яблони.

В-третьих (странно, что не во-первых), есть проблема доступа к финансированию в АПК из-за низкой ликвидности залогов, природно-климатических рисков и прочих удивительных барьеров. Видно угол обзора для МСХ РК не шире, чем 10 градусов. При чем тут залоги? Где прямой лизинг, бридж финансирование, торгово-экспортное финансирование, венчурный и паевой капитал? Где проектное финансирование под залог объекта инвестиций? Где государственно-частное партнерство? Куда делись мечты о FDI? Где консолидация активов и запуск стратегических инвесторов и управляющих? Где схемы LBO/MBO? Гарантирование под оффтейки? Факторинг? Поплыли? Даже терминов таких не знают? А БВУ молчат, в ус не дуют, ждут фондирования под прямые залоговые займы под драконовские проценты и выпинывание из систем господдержки за просрочку 90 дней. Кстати, мера эта в новой программе АПК ооочень ужесточена. Альтернативы нет на рынке фондирования, даже КАФ умудрились задрючить и все его программы лизинговые в АКК перелить под залоги и авансы! Только чего делать-то с залогами, опять не подумали. АКК ведь у нас вообще супер раздутый по таким проблемным залогам.

В-четвертых, вообще не впечатлило – чего-то там про удобрения, чего-то про трактора, которые фермеры эксплуатируют безбожно 20 лет, вместо 12 лет. Не покупают новые, сволочи. И еще «от поля к столу товар долго идет и на 100% дороже становится» – это так по-простонародному, чтобы доходчивей было, объяснили проблему с цепочкой поставок в АПК.

Все – проблем в отрасли больше нет. Счастье-то какое! А что с фито санитарией, эпизоотией, инфраструктурным обеспечением систем ирригации, рыночной интеграцией, сельхоз кооперацией, научно-техническим обеспечением, мерами гос. поддержки, налогообложением – не ясно в ключевых выводах. Ну не проблема это – так, недоразумение.

План что делать? И наконец на 35 странице талмуда мы видим черным по белому программные цели: повысить эффективность производства, повысить ресурсное обеспечение, развить инфраструктуру АПК. Под эффективностью оказывается имеют ввиду: 1) «насыщение отечественного рынка сельхоз продукцией» (наверное, термин импорт замещение набил оскомину); 2) развитие экспорта чего – не важно; 3) развитие подотраслей АПК – растениеводства, животноводства, рыбоводства, переработки. Это прорыв – такие новации в программе развития АПК. Смело, неожиданно и захватывающе. А вот знаете, что мы намерены экспортировать? Ни за что не догадаетесь! Говядину, баранину, свинину, зерно, маслосемена, жмых и шрот (ведь у нас его никто не жрет), мука, масло растительное, картофель, овощи и бахчевые. Пардон, а где наши текущие фавориты экспорта – рис, рыба, прочие зерновые? И что мы будем все-таки экспортировать – маслосемена или масло растительное? Это в принципе противоречащие индикативы. Вот именно здесь с 38 по 43 страницу даны таблицы площадей, урожая в разрезе регионов. Прочитав несколько раз раздел, мы поняли страшную истину для Кызылординской и Южно-Казахстанской областей – все, ребята, риса не будет. Куда умудрились потерять 96 тыс. га засеваемых и 164 тыс. га промышленно организованных площадей под посевы риса? Для Астаны это ерунда, для отдельного региона это 60% всего валового регионального производства АПК.

Фраза «увеличение производства животноводческой продукции будет обеспечено, исходя из близости к перерабатывающим предприятиям» - хит сезона. Значит под мясокомбинаты, построенные преимущественно в городах, мы подвинем стада и все кормовые угодья? Повернуть реки вспять – это детский лепет по сравнению с планами МСХ. Видно эта фраза ввела в ступор самого исполнителя данного раздела, не нашедшего чем заполнить таблицу индикативов животноводства на 44 странице.

Рыбоводство – кто знает, что такое растительноядная рыба? Особенно в одном ряду с карповыми, осетровыми, лососевыми, сиговыми? Фиговая? Возможно, это такой термин, но в статистических бюллетенях АПК мы ни разу такого не видели. Что прикольно-то – Кызылординская область с основной площадью Аральско-Сырдарьинского бассейна из рыбоводной отрасли выключена. Видно их 6000 тонн в год товарной рыбы – на самом деле водоплавающие животные и к рыбной отрасли отношения не имеют.

Переработка – мы будем производить сухое молоко и сыры. Серьезно. Нет, Юнимилк не построил у нас мега ферм на 100 000 голов дойного стада и наши 6 млн. голов КРС не стали в одночасье все породистыми, молочными и дойными. Просто иногда хочется верить в сказку под Новый Год, особенно когда на полках магазинов отечественные упакованные молочные продукты составляют менее 50%. Ну флаг в руки, МСХ! А еще мы будем стимулировать нагрузки на мощности действующих заводов – не модернизировать их, не увеличивать мощности, а эксплуатировать по максимуму оборудование 70-х годов. Как на Кубе, где запрещены новые автомобили и на улицах до сих пор лихачат советские чайки с двигателями от бентли. Шик!

Субсидирование – ничего меняться из действующих не планируется. Просто индикативы по развитию АПК выстроены так, что субсидировать будет нечего. Видно здесь их консультировал Келимбетов, гений воздушных цифр и KPI.

Финансирование в АПК. К лику святых КазАгро примкнет новый монстр – сеть маленьких и хитрых Кредитных кооперативов в форме потребительского кооператива. Как это соответствует финансовому законодательству – разработчик документа не обеспокоился. Больше ничего хорошего не будет.

Ну с 70-й страницы вообще скучно читать. Цепляет еще одна подозрительная аббревиатура ОРЦ. Оказывается, это будет некая сеть оптово-распределительных центров. А своих базаров и оптовок у нас оказывается недостаточно. Пункт 5.7.1. совсем подозрительно выглядит – раз повторяют, значит твердое указание получили по отмене налоговых льгот в АПК? Любимая фишка нового министра - сельхоз кооперация удостоилась скромных 3 страниц ни о чем.

Трансформация. Ну как пропустить модное явление? Примами будут КазАгро и почему-то отдельно НАНОЦ. НАНОЦ видимо всю программу и писал, раз выделил себя выше МСХ и КазАгро, да еще и в разделе государственное регулирование отрасли. Да и НАНОЦ с вами…

Кто не знает, что такое НАНОЦ – это переименованная КазАгроИнновация. Сколько бы плут не переодевался, все равно шапка горит.

Самая важная страница 85. Такая неброская таблица под отвлеченным названием «Финансовое обеспечение» - по принципам ухода от ответственности ни валюта расчета, ни единица измерения не указаны. Здесь по годам даны бюджеты по секторам и по источникам – республиканский и местный бюджет. И стоят цифры. ИТОГО на 2017 год на АПК 323 998. Видно тысяч тенге, а может млн. тенге? Причем только субсидии 231 530 каких-то единиц. На 2018 и 2019 какое-то микроскопическое увеличение и вдруг в 2020 году снижение вдвое, потом в 2021 году снова увеличение до 393-540. Не скрыты ли в этой динамике прогнозы полного обвала экономики в 2020 году? И резкий взлет в 2021 году? На местный бюджет вешается 47,3% всей нагрузки по бюджетным вливаниям в АПК. Вопрос: а регионы будут спрашивать по целям и задачам программы АПК или как сейчас решать сверху чего надо, чего не надо развивать?

Со страницы 86 по 126 идут таблицы приложения, в которых статистика также ведет себя весьма фривольно. Доля племенного скота так высока, что диву даешься, а почему у нас средний убой на 1 голову откормленного бычка меньше 200 кг, а средний надой молока не дотягивает на 1 корову до 1000 кг в год? Баланс ресурсов, наконец обнаруженный на стр. 99 и 104 опечалил слишком укороченным списков товарных категорий. Приложение 18 на стр 107 дает картину, какие товары импортируют ближние рынки сбыта и в каких объемах – Китай, Иран, ОАЭ, Узбекистан, Украина. Афганистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. А что не так с Россией? И против нас тоже введены санкции?

Истинное удовольствие читать в приложении 19 на странице 112, что пастбища и залежные земли являются органической продукцией.

Ну и главное, весь экспорт от рыбы до меда намерена монополизировать Продкорпорация. Из чего теперь видно авторов документа – НАНОЦ и Продкорпорация. А помогали им как могли все, кому не лень. Вот потому солянка и получилась.

Полный текст Госпрограммы АПК читайте здесь.