Овцеводство Казахстана

Основной экспортной продукцией мясного овцеводства является свежеохлажденная в вакуумной упаковке ягнятина (до 10 месяцев убой) и баранина (старше 10 месяцев) в евро паллетах с реализацией около 50% продукции на рынках России и Европейского Союза и 50% на внутреннем рынке Казахстана. Такая ягнятина получается путем постепенного охлаждения в специальной камере до нуля градусов, затем разделывается на куски и упаковывается в вакуумные упаковки. Срок хранения такой ягнятины 42 дня.

Шкуры МРС востребованы на кожевенных предприятий, шерсть на суконных предприятиях России и Казахстана. Красные и белые субпродукты на первой стадии реализации проекта могут после первичной обработки реализовываться компаниям-производителям консервированных мясных продуктов и колбасных изделий.

Головы, кровь и цевки рекомендуется перерабатывать в мясокостную муку и реализовываться поставщикам скота для добавления в рацион питания овцематок, а также предприятиям по производству премиксов. Курдюк и нутряной жиры с обрезов могут быть переработаны соответственно в пищевой и технический жиры, реализуемые предприятиям Казахстана.

Также не постная жирная баранина пользуется большим спросом на рынках с мусульманской традицией при наличии сертификата HALAL.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК СБЫТА В КАЗАХСТАНЕ.

Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане

В 2014 году среднедушевое потребление мяса в Казахстане достигло уровня 76 кг на душу населения (включая 10,5 кг колбасных изделий), или 65,5 кг непереработанного мяса, что немногим ниже потребления в России за этот же период.

Структура потребления мяса в Казахстане радикально отличается от структуры российского рынка – главной категорией в Казахстане является говядина (23,9 кг/год). Мясо птицы занимает второе место – 16,9 кг на душу населения. Третьим по величине является рынок баранины - 8,8 кг в год на душу населения. Рынок конины стоит на 4-м месте с уровнем среднедушевого потребления 4,5 кг в год. Меньше всего в Казахстане потребляется свинина 4,2 кг в год на душу населения в не переработанном виде. В Казахстане высокий уровень потребления колбасы и колбасных изделий 10,3 кг и полуфабрикатов с фаршем 6 кг на душу населения в год – это рынок промышленной переработки мяса говядины, конины, баранины, птицы и свинины. Как отдельные товарные рынки можно рассматривать и рынок мясных субпродуктов 0,8 кг в год на душу населения, а также рынок сала (шпика) 0,4 кг в год на душу населения.

Мясоперерабатывающая промышленность

Крупным потребителем мяса в Казахстане являются мясоперерабатывающие предприятия. Производство за январь-октябрь 2014 года по отчетным данным МСХ РК на предприятиях первичной и глубокой мясо переработки составило в Казахстане 403 272 тонны готовой продукции, что составляет 58,85% всего произведенного за тот же отчетный период в убойном весе мяса скота и птицы всех видов в Казахстане (685 220 тонн).

Примечательно, что готовая к употреблению мясная продукция составляет лишь 10,64% от всего объема выработки мясокомбинатами и убойными цехами, замороженная продукция составляет 12,92%, а охлажденная сырая продукция 76,44% всего объема выработки.

По числу предприятий мясной промышленности лидерами являются Костанайская область, Акмолинская область, Восточно-Казахстанская область, Северо-Казахстанская область. Глубокая переработка в готовые полуфабрикаты составляет лишь 10,6% мясокомбинатами Казахстана. Прочая продукция является просто замороженным или охлажденным мясом в мелкокусковой или крупнокусковой нарезке.