ПРЕСТУПНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ - ФАКТОРЫ РОСТА СЕГОДНЯ

Несмотря на значительные изменения по декриминализации ряда экономических правонарушений в Уголовном Кодексе РК за 2011-2014 годы, уровень общей преступности вовсе не снизился, а напротив, растет особо быстрыми темпами по всем регионам страны. С чем это связано после упразднения финансовой полиции, отличавшейся особой репрессивностью в отношении граждан и бизнеса? Какое будущее ждет наше общество при дальнейшем ухудшении негативных факторов криминализации страны?

За 2011 и 2013 годы была проведена работа по декриминализации части экономических правонарушений. На начало 2011 г. к подследственности органов финансовой полиции относилось 40 статей уголовного кодекса РК (УК РК), предусматривающих ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и т.д. По 97 составам, в т.ч. 4 - отнесенные к альтернативной подследственности: МВД, Таможенных органов, Минфина и КНБ. По итогам декриминализации первого этапа в 2011 году (в соответствии с частью 1 п. 2 ст. 37 УК РК) в подследственности органов финансовой полиции было оставлено 34 статьи по 85 составам преступления, в т.ч. 3 - отнесенные к альтернативной подследственности: с КТК МФ, с КНБ и МВД. Закон РК от 13 июня 2013 года № 104-v по вопросам дальнейшей декриминализации экономических преступлений несколько изменил подходы к правонарушениям на рынке ценных бумаг. А в 2017 году исключена статья 215. Лжепредпринимательство (исключена в соответствии с законом РК от 03.07.17 г. № 84-vi). Экспертами предлагается также очередная декриминализация по правонарушениям в отношении задолженности граждан и предприятий перед банками (ст. 242-245), а также пересмотр в соответствии с международной деловой практикой процедур банкротства (ст. 237-240). Согласно УК РК от 3 июля 2014 года № 226-v с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017 г. перечень экономических преступлений исчерпывается главой 8. Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности» (в основном нарушения по финансовому учету, по налоговой и банковской задолженности, рейдерству и незаконному предпринимательству и коллекторству, подделка банкнот, акцизных марок и платежных карт, контрабанда, нарушения на рынке ценных бумаг), главой 9. Уголовные правонарушения против интересов службы  в коммерческих и иных организациях (должностные правонарушения не государственной службы), главой 15. Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов  государственной службы и государственного управления.

Таким образом, можно предположить, что существенное снижение числа зарегистрированных экономических преступлений в РК в период с 2011 по 2013 годы стало следствием декриминализации почти 80% всех правонарушений, ранее бывших подследственными финансовой полиции. 6 августа 2014 года финансовая полиция Казахстана была вовсе упразднена с передачей функций по борьбе с коррупцией вновь созданному Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Однако несмотря на значительные изменения в уголовном кодексе, уровень общей преступности вовсе не снизился, а напротив растет особо быстрыми темпами по всем регионам страны. С чем это связано после 2014 года после снижения ранее не всегда правомерной деятельности финансовой полиции в отношении граждан и бизнеса?

Рисунок 1. Уровень преступности в Казахстане (на 10 000 населения)

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

Примечательно, что Комитет по статистике МНЭ РК в 2016 году впервые провел опрос среди жителей регионов Казахстана для определения степени доверия к правоохранительным органам, по результатам которых наименьшее доверие вызывают органы антикоррупционной службы и гражданской защиты.

Рисунок 2. Оценка степени доверия в 2016 году к правоохранительным органам

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

Таблица 1. Число зарегистрированных правонарушений в РК

 Регионы РК

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Республика Казахстан

131896

206801

287681

359844

341 291

386718

361689

Акмолинская

7062

10812

12289

15731

13 327

13771

13 185

Актюбинская

5734

8719

13741

20651

17 697

18040

16 589

Алматинская

9102

12712

20064

28109

25 443

27191

27 894

Атырауская

3497

5097

6601

8099

7 921

10543

9 862

Восточно-Казахстанская

17408

22822

26459

32766

28 942

27237

27 121

Жамбылская

5594

9227

11664

16836

16 142

17 797

16 031

Западно-Казахстанская

5053

6523

9755

11672

11 527

13436

13 423

Карагандинская

12084

19839

25108

29171

23 665

30301

27 767

Костанайская

8305

15399

23109

26197

23 845

23570

20 577

Кызылординская

3601

7203

10226

11884

10 237

11628

9 367

Мангистауская

2876

3664

4661

6690

6 562

7217

6 992

Павлодарская

8159

10390

14415

19745

15 609

17 718

14 440

Северо-Казахстанская

5191

7189

7875

9669

9 715

10637

9 292

Южно-Казахстанская

10331

18008

22807

27853

30 220

36302

35 110

г. Астана

4491

15142

22760

34756

34 985

43441

41 384

г. Алматы

19002

29695

52022

55482

61 391

73506

68 704

Источник Комитет по статистике МНЭ РК по данным Комитета по специальным учетам Генпрокуратуры РК

Как видно из приведенной ниже таблицы город Астана уверенно держится на первом месте по рейтингу с 2013 по 2016 год включительно даже на фоне декриминализации части экономических  правонарушений.

Таблица 2. Рейтинг регионов по уровню преступности в РК на 10 000 жителей

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Республика Казахстан

83

81

77

81

125

171

211

198

221

203

г. Астана

75

65

63

70

214

301

441

423

504

449

г. Алматы

117

113

95

137

209

357

375

404

440

397

Костанайская

60

94

92

96

177

264

300

273

267

233

Западно-Казахстанская

86

90

78

86

109

160

190

185

212

209

Карагандинская

109

83

84

92

149

186

215

174

219

200

Актюбинская

90

87

85

79

117

178

262

221

218

197

Восточно-Казахстанская

89

134

129

127

166

191

237

209

195

194

Павлодарская

130

134

121

112

141

194

265

209

234

190

Акмолинская

88

86

88

100

152

171

218

184

186

178

Атырауская

80

79

75

70

98

123

147

140

179

164

Северо-Казахстанская

82

79

76

92

127

138

170

172

186

164

Жамбылская

56

60

57

58

91

113

161

152

161

144

Алматинская

54

52

52

50

68

105

144

128

141

142

Южно-Казахстанская

132

43

41

43

71

87

104

111

129

122

Кызылординская

75

58

61

56

107

144

166

141

153

121

Мангистауская

42

78

73

61

73

86

119

113

117

110

Источник Комитет по статистике МНЭ РК по данным Комитета по специальным учетам Генпрокуратуры РК

Какова же структура криминогенной обстановки и факторы влияния на нее в столице?

По итогам 2016 года Астана вновь вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей.

Рисунок 3. Динамика криминогенной обстановки в Астане

Источник Комитет по статистике МНЭ РК по данным Комитета по специальным учетам Генпрокуратуры РК

По сравнительному анализу динамики числа осужденных лиц наглядно виден основной негативный агломерационный эффект – рост преступности. На нижеприведенном графике показана динамика снижения числа осужденных среди сельских жителей и рост числа осужденных среди горожан в г. Астана и Акмолинской области.

Рисунок 4. Сравнительный анализ сельской и городской преступности в Астане

Источник Комитет по статистике МНЭ РК по данным Комитета по специальным учетам Генпрокуратуры РК

Таблица 3. Основная статистика по преступности в Астане

Показатель

Ед. изм.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Доля осужденных от населения

проценты

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Уровень преступности (общее число преступлений на 1000 жителей в год)

единиц

8

7

6

6

6

20

29

43

41

50

43

Число зарегистрированных преступлений

единиц

4796

4225

3887

3963

4491

15142

22760

34756

34985

43442

41381

Число особо тяжких преступлений на 1000 жителей в год

единиц

3

4

3

3

2

2

3

3

4

3

0

Число экономических преступлений

единиц

249

345

410

514

440

434

817

533

571

1215

1800

Источник управление статистики г. Астана МНЭ РК

Возможно основным фактором влияния на рост преступности является снижение человеческого капитала на фоне быстрых темпов роста населения в столице. При этом прямо корреллирует именно кривая экономической преступности.

Таблица 4. Рост преступности на фоне снижения доступа к образованию в Астане

Источник расчеты EXIMAR на основе данных управления статистики г. Астана МНЭ РК

В столице Казахстана наблюдается рост способности населения к накоплению, также как и в Актюбинской области в отличие от рассматриваемых в данной статье Алматы и Шымкента. Однако графически кривая роста доли в криминальных сводках экономических преступлений вполне соответствует кривой роста способности к накоплению. В отличие от других рассматриваемых регионов доля экономических преступлений в столице в 2 раза выше – на уровне 4,3-5% по отношению к показателям других регионов от 0,5% до 2%. Можно ли предположить, что рост благосостояния построен частично в некоторых домохозяйствах на неправомерных доходах, трудно сказать. Возможно нужны комментарии по структуре экономических преступлений от уполномоченных органов столицы.

Рисунок 5. Взаимозависимости способности домохозяйств к накоплению и доле экономических преступлений в криминогенной статистике в Астане

Какова криминогенная ситуация в Алматы?

В целом преступность в Алматы, несмотря на некоторое снижение в 2016 году, все предыдущие 10 лет стремительно росла вверх. В 2016 году средний уровень криминогенной ситуации составил 403,3 случая на 10 000 жителей (40,3 на 1000 жителей или на 6,2% ниже показателей Астаны). В разрезе районов Алматы и прилегающих территорий наглядно виден негативный агломерационный эффект. В спальном районе с наиболее плотным населением (11 тыс. человек на 1 кв. км.) самый высокий уровень преступности 713,8 зарегистрированных случаев на 10 000 жителей. В Алматинской области, равно как и в новых пригородах Алматы уровень преступности составляет лишь 145 случаев на 10 000 жителей.

Рисунок 6. Криминогенная ситуация в разрезе районов Алматинской агломерации

Источник управление г. Алматы по статистике МНЭ РК

По данным ДВД г. Алматы в 2016 году снижен удельный вес преступлений, совершенных на улицах города, в том числе грабежей и хулиганств. Меньше совершено тяжких и особо тяжких преступлений на 14,8%, в частности разбоев на 14,2%, грабежей на 9,6%, угонов на 7,1%, краж из квартир на 12,5%. Проведенная работа ювенальной полицией снизила на 18% преступления, совершенные несовершеннолетними, а программа нулевой терпимости и соседского присмотра помогла на 25% снизить преступления в сфере в семейно-бытовых отношений. Однако как и в Астане на 2015-2016 год пришлись рекорды экономических преступлений 2622 и 2455 соответственно. Число осужденных лиц в Алматы в 2016 году увеличилось до 5216 человек с показателя предыдущего года на 20%.

Рисунок 7. Уровень преступности среди городского и сельского населения Алматинской агломерации, число преступлений на 10 000 жителей

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

При анализе основных факторов влияния на уровень преступности в г. Алматы видно, что уровень урбанизации (доля городского населения) и миграционный приток никак не влияют на рост преступности. Данный факт опровергает негативный агломерационный эффект в чистом виде от концентрации населения, но подтверждает иной тезис о росте преступности на фоне падения качества жизни. Ключевыми факторами, спровоцировавшими рост преступности в Алматы и его пригородах, стали падение доходов населения (стремление к нулю способности к накоплению как разница между доходами и расходами), рост доли миграционного притока от числа коренных жителей, критическое снижение охвата техническим и высшим образованием молодежи.

Рисунок 8. Оценка факторов влияния на преступность в Алматинской агломерации

Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

При сопоставлении графика структуры преступлений в Алматинской агломерации мы видим четкую взаимосвязь уровня способности населения к накоплению (диаграмма выше) к уровню экономических преступлений (диаграмма ниже). Такая прямая связь дает повод предполагать, что активные меры по борьбе с экономическими преступлениями не всегда правомерными осуществлялись в период с 2006 по 2011 годы, когда высокий уровень накоплений населения привлекал внимание правоохранительных органов. В период с 2012 по 2015 годы наряду с некоторым восстановлением способности к накоплению населения уровень раскрытых экономических преступлений оставался на низком уровне. Но в 2015 и 2016 году вновь пошла новая волна роста финансовых преступлений, теперь уже наряду с резким сокращением доходов населения. Это может свидетельствовать о том, что до ликвидации финансовой полиции как отдельного органа шла в основном бесконтрольная со стороны прокуратуры работа репрессивного характера. Сегодня же, наблюдая новый рост экономических преступлений, с учетом жесткого контроля действий правоохранительных органов прокуратурой, мы говорим о реальном росте экономической преступности на фоне снижения доходов населения.

Доля особо тяжких преступлений при этом имеет тенденцию к сокращению своей доли. Это говорит о том, что ряды преступников в основном пополняются из числа обычных граждан и чиновников, а не криминальных элементов. Мы не можем утверждать, является ли четко прослеживаемая зависимость закономерностью, но со снижением доступа молодежи к техническому и профессиональному образованию прямо пропорционально растет уровень преступности как в городе-ядре Алматы, так и в прилегающих СНП агломерации. Этот вопрос требует тщательного изучения на уровне межведомственной комиссии МВД РК и МОН РК.

Рисунок 9. Динамика структуры преступлений в Алматинской агломерации

Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

Как видно из приведенной диаграммы в Алматы также довольно резко повысилась доля экономических преступлений до 3,6%, при этом в отличие от Астаны на фоне сокращения способности населения к накоплению и росту доли бедных слоев. Если учесть, что в г. Алматы сосредоточено 27% всего ВЭД импорта по РК, 56% всего финансового сектора и 50% сферы туризма, можно предположить что львиную долю зарегистрированных правонарушений составляют деловые, финансовые и налоговые преступления, а также мошенничества разного уровня. В Астане же скорее всего основная доля экономических преступлений связана с нарушениями в области государственной службы.

Каковы факторы влияния на рост преступности в Южно-Казахстанской области?

Несмотря на низкие доходы населения в Шымкенте уровень преступности в 2 раза ниже, чем в Алматинской области и составляет лишь 259 случаев на 10 000 человек жителей. При этом уровень преступности в ЮКО в 2 раза ниже городской - 122 случая на 10 000 жителей.  Самым проблемным районом в Шымкенте является Аль-Фарабийский – в 2016 году здесь зарегистрировано 8000 преступлений. Однако наряду с общей статистикой снижения числа преступлений, в ювенальной полиции города фиксируют двойное увеличение числа несовершеннолетних преступников. Если в 2015 году было зафиксировано 293 правонарушения, в 2016 число преступлений выросло до 460. Из 460 преступлений среди несовершеннолетних, совершенных в Южно-Казахстанской области, 273 приходится на Шымкент. Причем в 91 правонарушении были задействованы школьники. По сообщениям ДВД г. Шымкент из 476 преступлений, совершенных несовершеннолетними, 147 являются школьниками, 114 — ученики колледжей, остальная половина — это 233 подростка — нигде не учатся и не работают. В Шымкенте не хватает школьных инспекторов. Согласно данным ДВД г. Шымкент, не хватает около 700 инспекторов. Имеющиеся инспекторы работают только до 18.30 и в тёмное время суток школы не контролируются. Особенностью преступного мира ЮКО также является повышение доли преступлений, связанных с наркотиками, а также особо тяжких преступлений (убийств, изнасилований).

Рисунок 10. Преступный ландшафт ЮКО

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

По факторам влияния на рост преступности в Шымкенте и ЮКО наиболее сильную зависимость демонстрирует уровень бедности населения (способность к накоплению). При этом прямая пропорциональность характерна как для прилегающей Южно-Казахстанской области, так и для г. Шымкент. Влияние фактора снижения доступа к профессиональному и высшему образованию на преступность особенно четко прослеживается на динамике числа осужденных за совершенные преступления, в том числе среди несовершеннолетних преступников. Данное наблюдение вновь подтверждает взаимосвязь уровня человеческого капитала и безопасности жизни в агломерациях.

Рисунок 11. Влияние уровня бедности на уровень преступности в Шымкенте и ЮКО

Источник Расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

Рисунок 12. Влияние уровня доступа к образованию на число преступников

Источник Расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

Что формирует рост преступности в Актюбинской области?

Уровень преступности в  Актюбинской агломерации за 2016 год несколько снизился до 197 случаев на 10 000 жителей с показателя 262 случая в 2013 году.

Рисунок 13. Уровень преступности (общее число преступлений на 10 000 жителей в год) единиц

Источник управление статистики Актюбинской области МНЭ РК

Как видно из ниже приведенной диаграммы на уровень особо опасной и экономической преступности в Актюбинской области в большей степени влияет изменение благосостояния населения - чем ниже способность к накоплениям, тем выше уровень преступности, в том числе доля экономических и особо тяжких преступлений. При этом на общий уровень преступности влияет динамика доступа к образованию молодежи – чем ниже охват обучением в вузах и колледжах молодежи, тем большее число регистрируемых преступлений на 10 000 жителей.

Рисунок 14. Факторы влияния на уровень и характер преступности в Актюбинской области

Источник расчет EXIMAR на основе данных управления статистики Актюбинской области МНЭ РК

Криминогенная ситуация в Актюбинской области усугубляется повышенным уровнем террористической угрозы и распространением влияния экстремистских группировок на молодежь. Необходимы координируемые  комплексные меры по социальной, образовательной и экономической сферам. Уже сегодня в регионе действует специальный режим миграционной политики, повлекший депопуляцию в регионе среди этнических казахов.

Анализируя выше приведенные статистические данные можно предположить о региональных характерных чертах преступности в стране на основе анализа 4 диаметрально противоположных по климату, благосостоянию и местоположению регионов, назначенных сегодня в качестве 4 агломераций: Астана (рост правонарушений в сфере гос. службы), Алматы (рост правонарушений в сфере ведения бизнеса), Шымкент (рост особо тяжких преступлений одновременно с ростом преступлений связанных с наркотиками), Актобе (рост экономических и особо тяжких преступлений, включая терроризм).  При этом все эти регионы, а в целом и весь Казахстан, характеризует четкая взаимосвязь между факторами доступа к образованию, факторами уровня доходов населения и общим ростом и изменением структуры преступности. Возможно эти выводы упрощены и не отражают всей глубины происходящих в криминальном мире процессов и явного распространения среди рядовых обывателей неких вынужденных действий, в уголовной практике инкриминируемых как экономические преступления. Выводы построены на основе доступных в открытых источниках www.stat.gov.kz сведениях в разделе отраслевой статистики, подраздел правонарушения. Статья написана с целью привлечения внимания к необходимости межведомственного взаимодействия и разработки согласованных мер по профилактике преступности (особенно ювенальной, растущей в ЮКО) с учетом ключевых факторов влияния на уровень криминализации общества - образование (человеческий капитал) и качество жизни (доходы населения). Как бы наивно это не звучало, но мы предлагаем разработать национальную стратегию восстановления и развития человеческого капитала страны, который способен самостоятельно решить все важнейшие социальные, экономические и политические проблемы Казахстана.

Будем процветать вместе и защищать наших детей от самого негативного сценария социальной разобщенности, расслоения и потери безопасности граждан.

С благопожеланиями,

Айман Турсынкан