Социальная ловушка

12.01.2018
Айман

Согласно исследованиям социологов, в эпоху современных технологий, снижающих социальное неравенство, разрыв в доходах в 5-9 раз между богатейшим и беднейшим населением в странах нормален, разрыв в 10-20 раз приводит к постепенному накалу социального напряжения, разрыв в 30 раз неминуемо ведет к революции, а 40 кратный к гражданской войне. И чем сильнее репрессивное действие, тем сильнее и импульсивнее социальный взрыв. Дата 2018-01-12

Социальное неравенство в международной практике по статистическому учету определено, как разрыв в доходах между самым бедным и самым богатым слоем населения. При этом принята щадящая практика децильных групп 10%, вместо необходимых 5%. Например, «верхняя» децильная группа 10% всего населения в Казахстане внутри имеет еще более высокий разрыв, чем остальные 90%. Реально к самым богатым можно отнести по клиентским базам в коммерции 3,5% населения, среднему классу 6,5%, а 90% к бедным и еще беднее. Разрозненные показатели социального неравенства на основе данных национальной статистики стран доступны здесь https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_income_equality. Судя по этим данным США должны учиться демократии в Казахстане– у них неравенство 28,5, а у нас якобы лишь 8,5 кратное (по внутренней статистике КС МНЭ РК лишь 5 кратное).

Дьявол в деталях – статистика или факт?

Для расчета социального неравенства в нашей стране используют коэффициент Джинни  (где 100% это абсолютный разрыв в доходах) и коэффициент фондов 10% наименее и наиболее обеспеченного населения (кратный разрыв в неравенстве доходов). Отчеты Комитета по статистике РК за период 2001-2016 годы демонстрируют прямо райскую картину сокращения социального разрыва с 11 кратного на заре Независимости до 5 кратного на сегодня. Какая методика расчетов статистов, позволяющая так фантазировать? Основной методики является построение выборки домохозяйств. В свою очередь выборку формируют на основе базы данных «Статистический регистр жилищного фонда», компонент интегрированной информационной системы «е-Статистика». В генеральную совокупность включаются домашние хозяйства, проживающие во всех типах жилых помещений, за исключением проживающих в общих коммунальных квартирах, общежитиях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, тюрьмах, гостиницах, религиозных общинах и других аналогичных жилых помещениях. То есть заведомо из выборки исключены все социально уязвимые слои населения. Более того, по естественным причинам в генеральную совокупность не входит не зарегистрированный жилой фонд. Только по отчету по легализации имущества за 2016 год в РК выявлены расхождения до 30% в числе реальных домохозяйств и зарегистрированных прав на жилую недвижимость. Расхождения по дворовому обходу инспекторами МТСЗН РК в целях поимки «мертвых душ» на пособия и пенсии также значительные, но трактованы в пользу государства, а не населения. А это не менее тех самых не учтенных 10-30% пригородного населения в само строях по сообщению Акимата Астаны по результатам сверки данных аэрокосмической съемки, дворового обхода, анализа очередников на муниципальное жилье и базы регистрации центра недвижимости.

Общий размер выборки статистов составляет 12 000 домохозяйств по Казахстану, включая города и села. При том в сельской местности (с наименьшими доходами) в 2 раза ниже выборка от численности населения. Коэффициент ошибки 5% для городов и 7% для сел на самом деле дает ошибки на целые порядки, а не проценты. К сожалению, данная методика не перепроверяется логикой в сопоставлении с другими статистическими наблюдениями за фондом оплаты труда, статистикой отчислений пенсионных взносов, реальной занятостью, социальными выплатами, доходностью бизнеса, финансовой статистикой НБ РК и иным атрибутам нормальной комплексной оценки благосостояния граждан.

Динамика социального неравенства и его последствия в Казахстане

В ежегодном докладе IWEPА. Жусуповой «Динамика социального неравенства» (июль 2016 года, www.iwep.kz) приводится выдержка из докалада Министерства национальной экономики (2014 г.) отмечено: «В Казахстане основными центрами притяжения миграционных потоков являются два города республиканского значения – Астана и Алматы. Но у граждан, прибывающих туда в поисках работы, ограниченные возможности для легального трудоустройства и получения жилья. В результате вокруг городов складывается ряд крупных поселений (микрорайонов), в которых жители не имеют регистрации (прописки) по месту проживания, не обладают правом собственности на свои жилища, лишены доступа к качественным коммунальным и социальным услугам и работают в основном в неформальном секторе экономики». В докладе IWEP четко указано, что чрезмерное социальное неравенство чревато социальным расслоением и ростом напряженности в обществе, государство заинтересовано в решении данной проблемы любыми путями. В качестве одной из эффективных мер считается поддержка роста среднего класса, который выступает своего рода буфером между богатыми и бедными. Однако некоторые выводы в данном докладе, видно в силу чистой политкорректности явно спорные:

1)      В Казахстане самая низкая налоговая нагрузка среди стран ОЭСР – КПН 20%, НДС 12%.

Однако, как мы уже сообщали в статье http://eximar.kz/index.php/26-home/slider/228-spravedlivost-nalogooblozheniya-kapitalistov фактическая налоговая нагрузка на массовый бизнес и физические лица превышает 60% от чистого дохода. Нагрузка на МСБ составляет 12%, на физлица достигла с учетом самофинансирования пенсионной накопительной системы 16%, а на крупные корпорации снижена почти до 0,5% от совокупного годового дохода.

2)      Социальная политика в Казахстане с одной стороны должна обеспечивать социальную справедливость, а с другой поддерживать стимулы к конкуренции. С 1 января 2018 года будет действовать иная социальная политика, сокращающая иждивение и стимулирующее стремление к заработку.

В этом же докладе при этом отражена статистика снижения доли социальных выплат в бюджете страны до 10% в Казахстане, тогда как в России она выше 15%, а в развитых странах она составляет свыше 20%.

3)      Данных по накоплению частного капитала в стране, или, другими словами, удельному весу богатых на сегодняшний день нет.

На самом деле при сопоставлении официальных данных финансовой и налоговой системы, данных статистики, рейтингов Forbes, рыночной аналитики и объективных независимых социологических опросов можно составить очень четкий индекс социального неравенства в стране. Также как и индекс доступа молодежи к образованию и работе NEET (http://eximar.kz/index.php/26-home/slider/229-neet-a-ne-neft-kak-kazakhstan-teryaet-chelovecheskij-kapital). Однако публикация такого рейтинга настолько обнажит существующую поляризацию, что правительство крайне не заинтересовано в такой прозрачности.

В отчете за декабрь 2017 года ТОО «EXIMAR» по совершенствованию политики агломерационного развития для МНЭ РК мы также отражали риски с иллюстрацией конкретных цифр поляризации общества. Самые ключевые наши выводы сгруппированы следующим образом:

1)      Снижение человеческого капитала вследствие >

2)      Снижения качества жизни вследствие  >

3)      Ухудшения среды обитания (криминализация http://eximar.kz/index.php/novye-issledovaniya-i-analiticheskie-obzory/226-prestupnost-v-kazakhstane-faktory-rosta-segodnya,  субурбанизация, сегрегация) вследствие >

4)      Диспропорций и не конкурентоспособности экономического развития вследствие >

5)      Несовершенной политики государственного управления (налоги, принятие решений, меры стимулирования, коррупция, http://eximar.kz/index.php/2-uncategorised/230-pyataya-sistemnaya-reforma-rk-silnye-regiony) вследствие >

6)      Деморализации и утраты сплоченности гражданского общества вследствие >

7)      Полного отстранения гражданского общества от процесса принятия решений вследствие >

8)      Репрессивной модели государственного управления по принципам «Разрозненный мир» вследствие >

9)     Не трансформируемая вертикаль решений.

И фактор, называемый IWEP ключевым в социальном неравентстве «не адаптированность большинства населения к внезапному переходу от плановой к рыночной экономике», вообще не существует в природе.  На самом деле в нашей стране при транзите частного сектора на рыночные условия, государство осталось на рельсах плановой советской системы, зиждившейся на сохранении абсолютной вседозволенности узкого круга и максимальной регламентации и запретов для народа. Именно пороки брежневской эпохи коррупции, поляризации небожителей от черни, спекуляции, двойных стандартов и фактической теневой экономики стали основой государственной политики Казахстана за первый, уже прожитый, экономический цикл «независимости».

 

Резюмируя простым языком выводы выше указанных 9 пунктов можно сказать так:

1)      Люди не получили нужный объем знаний, а значит стали не конкурентоспособны по идеям, профессиональным качествам и потеряли возможность получения более высокого дохода.

2)      Люди утратили уровень доходов,  но сохранили такие же потребности в простых социальных благах, в то же время государство сократило доступ населения к своим обязательствам перед ним настолько, что доступа к бесплатному или социальному жилью, здравоохранению, пенсиям, стипендиям, детсадам, школам, колледжам, вузам, инфраструктуре вообще больше не осталось. За все надо платить, и за бюджетное, и за частное. При чем разница в цене и качестве не сопоставимы.

3)      Не имея возможности купить или арендовать жилье, ездить на нормальном транспорте, питаться как надо, а не на продовольственную корзину, делать покупки на накопления, а не в кредит, учиться, а не работать в 16 лет, не иметь возможности бесплатно гулять на природе под страхом обвинения в нарушении частной территории, при этом задыхаться от грязного воздуха, пить техническую воду, есть ГМО продукты, строить нахаловку в трущобах без доступа к инфраструктуре, не иметь возможности делать бизнес без откатов – это ухудшение среды обитания. Талантливые и амбициозные меняют среду, а большинство вынуждены выживать в ней.

4)      Засилье национальных компаний и квази государственного сектора до 30% от ВВП по доходам и лишь 5% по выплате налогов, внедренная система повального гос. закупа на пирамиде откатов, невозможно несправедливая система налогообложения, позволяющая выгребать из страны 10% от ВВП ежегодно в оффшоры, упрощения экономики до сырьевого подбрюшья в угоду более развитым соседям, полная импорт зависимость по стратегическим товарам, снижение доходности реального сектора, снижение налоговой базы – все это видно в одной простой цифре коэффициент налоговой нагрузки сократился менее 10% в ВРП Алматы (двигателя не сырьевой экономики) с 22% всего за 7 лет. Экономика ушла в тень и просела по доходности одновременно.

5)      Каждая из программ стимулирования регламентирована настолько, чтобы в игольное ушко можно было пройти только тем, кто лично одобрен и дал откат предпринимателям во всех без исключения секторов экономики. Эта политика максимальной регламентации уже привела к сокращению в 20 раз притока иностранных инвестиций в страну, судебным процессам мирового значения против правительства и денежных фондов налогоплательщиков РК.

6)      Интенсификация репрессивной машины под маховиком антикоррупционной деятельности нанесла больше урона генофонду нации, чем голощековские и ежовские голодоморы и расстрелы. Казахстан уже более 400 лет находится под постоянным планомерным уничтожением генофонда нации – с преследования чингизидов российскими императорами и китайскими контайчи через политику «разделяй и властвуй», планомерного отстрела интеллигенции и белой кости коммунистами, новой репрессивной машины от отстранения от власти при Горбачеве команды патриотов Кунаева, политических убийств нового времени, расстрела и шантажа митингующих рабочих до личностных репрессий под антикоррупционными лозунгами среди чиновников, предпринимателей, журналистов, общественных деятелей, и даже представителей науки и искусства.

7)      Жесткая регламентация закрытости принятия решений за счет сугубо партийных списков депутатов парламента и маслихата с открытым контролем деятельности инакомыслящих партий, создание извращенного сознания у поколений, воспитанных за последние 25 лет на принципах охоты за капиталом, потребительской философии и популяризации культа чиновника-агашки с полным принятием обществом института коррупции – все это полностью подорвало способность общества само организовываться для отстаивания своих прав, превратило нас в безмолвный скот. И единственным выходом для неравнодушных стала лазейка Троцкого – вали из страны, если не нравится.

8)      Репрессивный механизм, взращенный на принципах советского КГБ, полностью подорвал экономическое здоровье страны, способность бизнеса конкурировать в рыночных условиях, а не выживать под гнетом рейдерства и рэкета в условиях октатономики. Разрозненный мир – полное игнорирование международных норм по правам человека, свободе слова, условиям ведения бизнеса. Никакие костыли «мер государственной поддержки бизнеса и инвестиций» не помогут затащить в Казахстан инвесторов, сократить отток капиталов, прекратить отток талантов и мозгов.

9)      Созданная вертикаль – ловушка создателя. Цитата одного высокого чиновника: «Мы так долго закрывали все возможности для оттока капитала за рубеж, что полностью закрыли все входы в нашу экономику». А дыры то при абсолютном контроле власти стали источником Крезовских доходов нескольких кланов. И сегодня уступки в ответ на требование реформ – это либо кулуарное деление доходов от дыр между собой, либо снятие всех барьеров для всех. Кто станет рубить сук, на котором сидит? Но он отвалится сам, как сгниет. Садится на гнилые ветки опасно.

Оставьте свои комментарии

Опубликовать комментарий в качестве гостя

0
условия использования.

Комментарии