Новая программа лизинга для отрасли АПК

В условиях экономического кризиса инструмент лизинга способен оказать положительное влияние на стимулирование инвестиционного спроса и в целом на экономику страны. Увеличение числа лизинговых сделок и расширение их масштабов в приоритетных структурообразующих отраслях (агропромышленной, транспортно-логистической и инфраструктурной) способствуют повышению их технической оснащённости, переходу на инновационные технологии, что в конечном итоге приводит к активизации развития экспорт ориентированного агропромышленного комплекса Казахстане. В то же время, сложившееся за последние 15 лет доминирование на рынке финансового лизинга для АПК лишь одного финансового института, привело к ослаблению этого важнейшего сектора финансового рынка в Казахстане. АО «Аграрная Кредитная Корпорация» в качестве основного оператора на рынке фондирования как дочерняя организация национального института развития АПК АО «НУХ КазАгро» в настоящее время разрабатывает программу стимулирования рынка лизинга для агропромышленного комплекса и развития связанных отраслей и сельских территорий. В этой статье дается методика определения каналов для фондирования лизинговых компаний с оценкой их кредитоспособности для КазАгро, а также предлагаются меры по покрытию рисков с учетом главных проблем АПК - отсутствие денег на аванс, не ликвидность залогов, барьеры доступа к получению инвестиционных субсидий, низкий уровень знания отрасли у финансистов, высокий уровень неработающих сделок, узкий ассортимент лизинговых услуг.

Согласно исследованиям IFC(Всемирный Банк) опыт показывает, что прямое субсидирование лизинговых компаний вредно для развития лизинговой отрасли. Во многих странах считается, что предоставление льготного лизинга некоторым секторам (например, сельскому хозяйству, воздушным судам и т. Д.) может стать единственным средством преодоления барьеров развития для секторов. Это редко бывает эффективным и может даже отрицательно повлиять как на лизинговый сектор, так и на субсидируемый сектор – бюджетные деньги ломают конкуренцию на рынке и искажают его развитие. Мы видим это сегодня на примере практической монополизации рынка лизинга АПК одной компанией – АО «КазАгроФинанс» (95% доля рынка АПК лизинга и 46% всего рынка лизинга в Казахстане). На сегодня при анализе источников фондирования лизингового рынка видна сильнейшая зависимость от дотационных программ, реализуемых через 2 института развития АО «НУХ Байтерек» и АО «НУХ КазАгро». При этом наиболее высокая доля проблемного лизингового портфеля именно у государственных компаний – АО «КазАгроФинанс» 17%, АО «БРК Лизинг» свыше 8,5%, средняя по рынку среди частных лизинговых компаний от 2% до 5%.

Ключевой проблемой в Казахстане является отсутствие средств на авансовый платеж по договору лизинга у фермеров. Фактически это и является стоп фактором для активного расширения рынка АПК лизинга в Казахстане. Поэтому лизинговые компании должны быть более гибкими в своей стратегии продаж и риска. Они должны вести переговоры со всеми участниками агро рынка, которые выиграют от роста механизации сельскохозяйственного сектора: МСХ РК и институт развития в АПК, поставщиков оборудования, торговцев зерном и продавцов удобрений. Банки также выиграют, так как у них будет доступ к клиентам, которые смогут обеспечить лучшие финансовые результаты, поскольку механизация создаст более высокие доходы и прибыль для фермеров. Поскольку все вышеперечисленные стороны выиграют от лизинговых компаний, соглашающихся на аренду оборудования для фермеров, тогда не следует ли этим сторонам принимать часть риска лизинговых компаний?

Если мы снова рассмотрим первоначальный взнос как ключевой риск для лизингового субъекта, тогда, если фермер может предоставить этот первоначальный взнос, лизинговая организация будет более склонна предлагать ему аренду для столь необходимого оборудования.

АО «КазАгроГарант», дочерняя организация АО «НУХ КазАгро», может предоставлять гарантии для первоначального взноса с принятием в залог земли и других активов фермера, банки партнеры АО «Аграрная кредитная корпорация» могут реализовать специальные краткосрочные займы до 1 года на сумму авансовых платежей по лизингу, а лизинговые компании предоставить активы лизингополучателю. Другим источником для формирования авансовых платежей могут быть оффтейк покупатели для аграриев. Например, АО «Продкорпорация» может вносить предоплаты (а не просто использовать зерновые расписки), достаточные для аванса растениеводов на необходимую технику, и фиксировать цены закупа готовой продукции в конце сезона. Компании по внесению удобрений могут поставлять удобрения с отсрочкой платежа до конца года, тем самым освобождая часть средств оборотного капитала фермеров. Зерновая компания может также подписать форвардный контракт с фермером на закуп зерна после сбора урожая. Право требования по данному договору может стать обеспечением по договору лизинга техники. Очевидно, что лизинговые компании не должны нести бремя принятия всех рисков.

Критические проблемы, с которыми сталкиваются лизинговые компании - это понимание огромного разнообразия сельскохозяйственного оборудования и оценки кредитоспособности сельхоз производителей. По состоянию на 1 января 2017 года количество действующих крестьянских и фермерских хозяйств по республике составило 177,8 тыс. единиц, из них на сегодня финансовыми услугами дочерних компаний АО «НУХ КазАгро» охвачены 10,3 тыс. хозяйств или 5,8 % от общей численности в стране. Данная категория субъектов АПК имеет постоянный спрос на финансовые услуги для поддержания и расширения производственной деятельности. Численность действующих сельхозпредприятий согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2017 года составила 9,7 тыс. ед.

Лизинговые компании должны понимать специфику агропромышленного комплекса, прежде чем войти в этот сектор. Компетенция в специфике лизингового финансирования агросектора заключается не только в знании технологических характеристик передаваемых в лизинг активов, но и понимание технологических процессов, сезонности и рисков в растениеводстве и животноводстве, цикличности поступления платежей от реализации продукции. Именно специфика потока денежных средств в растениеводстве должна учитываться в структуру лизинговых выплат. Текущая динамика рынка лизинга в АПК с ростом новых сделок 16-20% в год и неоходимая ротация основных фондов в отрасли поволяет с уверенностью спрогнозировать спрос на лизинг среди субъектов АПК на текущие нужды без новых производств на уровне 165 млрд. новых сделок в год.

Для реализации новых инвестиционных проектов в отрасли в Стратегии развития АО «НУХ КазАгро» были представлены планы по финансированию отрасли в размере 1,6 трлн. тенге за период с 2017 по 2021 годы. При этом потребность в оборотном капитале оценена в 178 млрд. тенге, по аналогии с текущей структурой ссудной задолженности около 30% сумм финансирования приобретения основных фондов будут также реализованы в форме лизинга или на сумму 434 млрд. тенге в ближайшие 5 лет только на новые производства.

На основе анализа динамики развития АПК с 1996 года по 2017 год мы построили сводную матрицу ключевых показателей развития отрасли с консервативным прогнозом роста производства в долларовом выражении до 3% в год и ростом агро экспорта в долларовом выражении до 6% в год. Динамика роста агро импорта все же будет идти опережающими темпами выше 8% в год в долларовом выражении в связи с негативной тенденцией курса национальной валюты. Прогнозируется сохранение отрицательного торгового баланса в АПК при текущих тенденциях развития отрасли. Именно поэтому необходима корректировка мер стимулирования АПК, в том числе за счет изменений по доступу к финансированию отрасли.

Также в ГП развития АПК до 2021 года планируется значительное стимулирование роста производства в отрасли в 22 приоритетных конкурентоспособных секторах агросектора. При оценке дополнительного спроса на финансирование и текущих потребностей в ротации основных фондов в АПК ожидается рост рынка лизинга для нужд АПК в Казахстане более чем в 2 раза уже до 2021 года. Согласно Стратегии развития АО «НУХ КазАгро» дефицит фондирования программ финансирования АПК по индикативам ГП развития АПК составит за ближайшие 5 лет свыше 780 млрд. тенге.

На внутреннем рынке фондирования ресурсы в Казахстане крайне ограничены. Поэтому возникает необходимость активизации АО «НУХ КазАгро» в привлечении гибких международных источников и инструментов в привязке к торговым интересам стран-партнеров в АПК отрасли Казахстана. Для реализации государственной политики по стимулированию развития АПК из республиканского бюджета практически ежегодно выделяются средства на пополнение уставного капитала Холдинга. С 2007 года на пополнение уставного капитала Холдинга направлено  307 млрд. тенге целевых бюджетных средств для финансирования приоритетных программ поддержки субъектов АПК.

Дополнительными источниками фондирования на рынке АПК лизинга могут стать и международные доноры.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР или International Fund for Agricultural Development) — специализированное учреждение ООН, занимающееся мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственно безопасности.

Международная финансовая корпораиця IFC, входящая в Группу Всемирного банка, является крупнейшим глобальным институтом развития, деятельность которого сосредоточена исключительно на частном секторе развивающихся стран. IFC также является лидером в области привлечения для своих проектов ресурсов третьих сторон. Сегодня данная организация активно работает и в агросекторе Казахстана.

Азиа́тский банк разви́тия (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, его главной задачей является стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.

Исламский банк развития, ИБР (Islamic Development Bank, IsDB) — международная финансовая организация, расположенная в Джидде (Саудовская Аравия). Исламский банк развития имеет статус наблюдателя на Генеральной ассамблее ООН (United Nations General Assembly observer). В настоящее время образована группа Исламского банка развития, которая включает следующие организации:

-        Исламскаякорпорацияпоразвитиючастногосектора (Islamic Corporation for the Development of the Private Sector (ICD))

-        Исламскаякорпорацияпострахованиюинвестицийиэкспортныхкредитов (Islamic Corporation for the Insurance of Investment & Export Credit (ICIEC))

-        Исламский исследовательский и учебный институт (Islamic Research and Training Institute (IRTI))

-        Международная исламская торгово-финансовая корпорация (International Islamic Trade Finance Corporation (ITFC))

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1991 году после окончания «холодной войны» для того, чтобы построить новую эпоху в Центральной и Восточной Европе. ЕБРР развивает отношения партнерства с широким кругом заинтересованных сторон из числа представителей местного и международного бизнеса, инвесторов и участников процесса развития для содействия осуществлению своей деятельности.

Также важно развивать сотрудничество с национальными агентствами торгово-экспортного финансирования стран-основных поставщиков технологий и генетики для приоритетных секторов АПК: COFACE Франция (NATIXIS), ATRADIUS Нидерланды, HERMES Германия, Saatchi&Saatchi Италия, KUKE Польша, SinosureКитай и др.

В казахстанском действующем законодательстве положения для принятия фондирующей организацией в залог прав требований по фактическому лизинговому портфелю могут также регулироваться положениями по факторингу и цессии. Например, статья 729  ГК РК (Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга)) предполагает:

1. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента (кредитора) с этим третьим лицом (должником).

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

2. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать в себя ведение для клиента бухгалтерского учета и предъявление документов в отношении денежных требований (выставление счетов по денежным требованиям), являющихся предметом уступки, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с этими требованиями.

3. Общие правила об уступке требования, установленные настоящим Кодексом (статьи 339 - 347 настоящего Кодекса), применяются к финансированию под уступку денежного требования, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, выступающим в качестве финансового агента, в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности» от 31.08.95 г. и ст. 32 Закона «О лицензировании» от 11 января 2007 года № 214-III, для проведения факторинговых операций требуется наличие лицензии. См.также: Определение Коллегии по гражданским делам Верховного Суда

Статья 736. Права финансового агента на суммы, полученные от должника

1. Если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше суммы, которую финансовый агент выплатил клиенту.

2. Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена как способ обеспечения исполнения клиентом своего обязательства перед финансовым агентом и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан предоставить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму обязательства клиента, обеспеченного уступкой требования. Если деньги, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы обязательства клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент несет ответственность по оставшейся части обязательства.

Таким образом, при фондировании лизинговых компаний от АО «Аграрная Кредитная Корпорация» целесообразно принимать в качестве обеспечения право требования по лизинговому портфелю фондируемых компаний при разработке соответствующей процедуры и методики определения необходимого соотношения от суммы фондирования и фактической оценки права требования с учетом расходов на реализацию права требования со стороны финансового донора.

Анализируя практику фондирования в развитых странах необходимо разрабатывать регламент процедуры фондирования с опорой на проверенные методики анализа кредитоспособности лизинговых компаний для фондирования от АО «Аграрная Кредитная Корпорация». Один из наиболее эффективных методов – использование Altman Z-Score. Ни одна лизинговая компания в Казахстане не имеет кредитных рейтингов, как БВУ, и индивидуальный анализ по финансовой отчетности компаний не всегда может дать полную картину для принятия решения по фондированию лизинговой компании, так как из 24 действующих лизинговых компаний в Казахстане лишь 10 компаний регулярно проводят аудит финансовой отчетности и работают в форме акционерного общества.

Z-score от Altman - это результат теста кредитоспособности, который оценивает вероятность банкротства публично торгуемой производственной компании. Z-балл Altman основан на пяти финансовых показателях, которые могут быть рассчитаны на основе данных, полученных в ежегодном отчете 10K компании. Он использует прибыльность, кредитное плечо, ликвидность, платежеспособность и активность, чтобы предсказать, имеет ли компания высокую степень вероятности быть несостоятельным.

Формула 'Альтман Z-Score'

Z-балл Альтмана рассчитывается следующим образом:

Z-Score = 1.2A + 1.4B + 3.3C + 0.6D + 1.0E

Где:

A = оборотный капитал / общие активы

B = нераспределенная прибыль / общие активы

C = прибыль до вычета процентов и налогов / общих активов

D = рыночная стоимость капитала / общих обязательств

E = продажи / общие активы

Скор карту для оценки кредитоспособности лизинговых компаний по методике Альтмана необходимо разработать на основе анализа не менее 1000 лизинговых договоров каждого вида (техника, биоактивы, оборудование, объекты под ключ) из прецедентной базы ключевых игроков на рынке лизинга Казахстана – АО «КазАгрофинанс», АО «Лизинг Групп», АО «Технолизинг» и др.

 

Основные критерии, которым должны соответствовать лизинговые компании для участия в программе фондирования АО «Аграрная Кредитная Корпорация»:

1)      Активы компании должны быть не менее 3 млрд. тенге и среднегодовой прирост должен быть не менее 20%;

2)      Размер лизингового портфеля по отношению к активам компании должен быть в пределах от 70% до 85%;

3)      Средний срок лизинга по договорам на сельхоз технику, коммерческий транспорт, спецтехнику должен быть 5 лет, по договорам на оборудование с монтажом не менее 7 лет;

4)      Для принятия права требования по лизинговому портфелю размер суммы основного долга по договорам лизинга не должен превышать 70% от стоимости предметов лизинга с обязательным страхованием остатка основного долга в размере не менее 0,25% от остатка основного долга;

5)      При предоставлении фондирования по льготной ставке фондирования основными требованиями к лизинговой компании должны быть:

o   Собственное участие в фондировании от лизинговой компании из иных источников на уровне не менее 20% от суммы лимита фондирования

o   Ставка вознаграждения для конечного заемщика не выше 10% годовых из смешанного фондирования:

  •   от АО «Аграрная Кредитная корпорация» ставка фондирования 4% годовых в тенге;
  •   из собственных средств фондирование лизинговой компании или головного банка не выше 6% годовых.

o   При увеличении суммы из собственных средств лизинговая компания вправе предлагать конечному заемщику ставку выше при согласовании ценообразования по типам предметов лизинга.

6)      Структурирование лизингового портфеля АПК в соответствии с генеральными приоритетами программы фондирования по видам предметов лизинга и приоритетным секторам. При нарушении согласованной структуры фондирование должно быть прекращено во избежание нарушения равного доступа субъектов АПК к финансированию по направлениям:

o   Лизинг сельхозтехники

o   Лизинг специальной техники

o   Лизинг коммерческого транспорта, включая автотранспорт, ж/д вагоны, водный транспорт, малую авиацию

o   Лизинг оборудования с монтажом и без монтажа

o   Лизинг производственных комплексов под ключ

o   Лизинг биоактивов

o   Вторичный лизинг

o   Лизинг коммерческой / производственной недвижимости

o   Лизинг земель сельхозназначения

7)      Четкое соблюдение правил обслуживания конечных лизингополучателей лизинговыми компаниями – зеркальность условий по программе фондирования АКК без выставления требований сверх установленных программой фондирования норм и правил финансирования, а также критериев по одобрению заявок лизингополучателей;

8)      Транспарентность финансовой отчетности по программам фондирования АКК.

9)      Наличие клиентской базы

10)  Наличие партнёрской базы с производителями и поставщиками предметов лизинга

Для расширения охвата и снижения барьеров доступа к финансированию в форме лизинга необходимо обязательное включение лизинговых компаний в систему гарантий и субсидирования по программам МСХ РК.

При заявках агарариев на лизинг сельхозтехники, подлежащей инвестиционному субсидированию, заявитель вправе вместо авансового платежа наличными средствами в размере до 20% от стоимости предмета лизинга выставить следующие эквиваленты:

  1.       Гарантия МИО или АО «КазагроГарант» в размере 50% от предусмотренной инвестиционной субсидии, где выгодоприобретателем становится лизинговая компания сроком до подписания акта приема передачи предмета лизинга лизингополучателю. По подписании акта МИО направляет напрямую в лизинговую компанию денежные средства в размере 100% от предусмотренной инвестиционной субсидии, из которых 50% являются авансовым платежом, а остаток 50% является первым взносом по лизинговым платежам лизингополучателя. Таким образом, при выплатах из собственных средств лизингополучатель оплачивает лизинговые платежи в размере от фаактической суммы основного долга за вычетом оплаченной инвестиционной субсидии. Координатором процедур внесения авансовых и первых платежей должен выступать АО «КазагроГарант».
  2.       Залог земель сельхоз назначения или промышленности, являющихся местом монтажа или дислокации предметов лизинга;
  3.       Зерновые расписки, офтейки на сельхоз сырье и иные форвардные контракты на закуп продукции лизингополучателя с одновременным оформлением договоров факторинга / цессии с правом обращения взыскания на дененые средства по платежам покупателей агропродукции на расчетные счета лизингополучателя.
  4.       Сельскохозяйственное страхование при соответствии параметров требованиям программы фондирования АКК.
  5.       Банковские гарантии в размере требуемого авансового платежа.