ГОСУДАРСТВО: Показатели и инструменты развития

Основным стратегическим направлением развития экономики Казахстана является уход от сырьевой зависимости через развитие обрабатывающей промышленности и реализация аграрного потенциала. Наша страна на 5-м месте по наличию сельскохозяйственных угодий с мощным запасом для интенсивного восстановления объемов пахотных земель до 34 млн га и увеличения поголовья скота и птицы как минимум в 6 раз.

Развитие агрополитики в Казахстане

Тем не менее аграрные реформы в Казахстане всегда имели неустойчивый характер - начавшись в 1991 году, внезапно приостанавливались в 1992-1993 годах, затем оживились в 1994-1995 годах, а в 1996 году вплоть до 2000 года вновь застопорились.  Почти всю первую пятилетку Независимости Казахстана проводилась земельная реформа с вводом права частной собственности на землю, как основной инструмент производства в сельском хозяйстве. Окончательно текущее законодательство оформилось 22 декабря 1995 года в «Законе о земле».

Вторую пятилетку формировалось новое правовое поле для отрасли АПК пост приватизационного периода. Был принят Земельный кодекс в 2005 году, принят Закон «О государственном регулировании агропромышленного комплекса и сельских территорий». С 1994 по 2001 год также были сформированы основные институты для реализации аграрной политики в Казахстане:

  • в 1995 году АО «Продовольственная контрактная корпорация» для государственных интервенций зерна
  • в 1994 году АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» для краткосрочного финансирования полевых работ и покрытия убытков в растениеводстве
  • в 1999 году АО «КазАгроФинанс» для предоставления в лизинг оборудования и техники субъектам АПК
  • в 2001 году АО «Аграрная Кредитная Корпорация» для прямого заемного финансирования субъектов АПК
  • в 2006 году все эти институты были объединены в АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»

После 2010 года с момента создания Таможенного Союза Казахстан столкнулся с проблемой справедливой либерализации рынков и возобновил переговоры по вступлению в ВТО. Из вопроса локального отраслевого значения агросектор встал в ряд стратегических государственных задач на мировом рынке.

Таким образом, за период с 1992 года по 2017 годы собственно аграрная политика Казахстана претерпевала ряд коренных изменений и выливалась в несколько государственных программ:

  1. Программа развития сельского хозяйства на 2000-2002 годы;
  2. Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы;
  3. Государственная сельскохозяйственная и продовольственная программа на 2003-2005 годы;
  4. Программа развития сельского хозяйства на 2010-2014 годы;
  5. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы "Агробизнес-2020", утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 с отдельными секторальными мастер-планами;
  6. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы.

Однако в связную последовательную и системную агарную политику ни один из выше перечисленных программных документов не трансформировался, а ситуация в агросекторе также далека от показателя 34% доли в ВВП нашей страны 80-х годов, как и в период развала хозяйственных связей и системной организации отрасли на заре Независимости Казахстана. Каковы причинно-следственные связи низкой эффективности государственного регулирования АПК? Какие меры сработали и должны быть усилены, какие меры стали наоборот барьером для развития АПК, какова сегодня рыночная перспектива для отрасли на международном рынке и какие принципы аграрной политики должны соблюдаться неукоснительно? 

Как видно из представленной ниже сводной матрицы агросектора Казахстана – на протяжении всех 26 лет развития отсутствует прямая связь между мерами государственного регулирования, объема дотаций и реальным торговым балансом по агропродукции во внешней торговле Казахстана.

Наблюдения показывают, что есть взаимосвязь между долей кредитования АПК в общем финансировании экономики и положительными показателями отрасли. Хотя скорее это рыночный ответ БВУ на привлекательность отрасли, чем реальное влияние активности БВУ на показатели АПК.

Также наблюдаются необъяснимые скачки по средней урожайности основных сельскохозяйственных культур, попадавших именно под погектарные субсидии. Наибольшие несоответствия наблюдаются в 1998, 2000, 2004, 2008, 2010 и 2012 году с рекордно низкой урожайностью зерновых культур всех видов. При этом за тот же период не субсидировавшиеся табак, масличные и хлопок имеют стабильную тенденцию к увеличению средней урожайности (восстановлению нормальных показателей после развала советского АПК).

Рисунок 1. Сравнительный анализ изменения урожайности основных сельхоз культур 1993-2016 годы

Рисунок 2. Динамика оборота пахотных земель в тыс. га 1993-2016 годы

Основные показатели изменений в АПК - доля АПК в ВВП Казахстана, торговое сальдо по внешней торговле агро продукцией и продовольствием (01-24 группы), доля дотаций в производстве АПК показывают позитивное отклонение от общей негативной картины в 2003 году, 2008 году и 2011 году.

Рисунок 3. Ключевые показатели АПК 2001-2016 гг.

Объем субсидирования АПК в Казахстане

Прямые меры государственной поддержки в АПК всегда делились по целевому назначению на операционные субсидии для удешевления себестоимости производства, необходимые меры фитосанитарного и ветеринарного благополучия, мелиорации и развитие агронауки и государственных институтов развития в секторе.

По объему финансирования АПК Казахстана в валютном выражении было крайне нестабильным и за последние 3 года падает ежегодно.

Рисунок 4. Фактический бюджет на развитие АПК в Казахстане по отчетам МСХ РК и МНЭ РК за 1995-2016 годы в пересчете на средний курс доллара США на отчетный год, млн. USD

Как видно, после принятия государственной программы «Агробизнес 2020» фактические дотации в отрасль были сокращены вдвое по отношению к объемам финансирования по предшествовавшим государственным программам развития отрасли. Новая программа на 2017-2021 годы ставит перед собой задачи по восстановлению уровня поддержки АПК периода до «Агробизнес 2020».

Рисунок 5. Динамика доли АПК в ВВП и доли государственной поддержки в АПК

На самом деле ввиду нечеткости агарной политики и ее оторванности от рыночной ситуации меры государственной поддержки в Казахстане в период с 2005 по 2014 годы лишь помогли сдержать стремительное падение доли агросектора в ВВП Казахстана на фоне спекулятивного роста цены на нефть и перекоса в сырьевую зависимость экономики страны.

С 2014 года падение доли агросектора в ВВП страны вкупе с общим падением роста цен на нефть уже говорит вовсе не влиянии сырьевой направленности экономики страны и «растворения» показателей сектора в общем ВВП, где доминирует сырьевая отрасль. Мы видим, что при цене на нефть в пределах 40 долларов за баррель наша доля АПК в ВВП страны составляет уже менее 5,6% в 2016 году. При этом в 1993 году при цене на нефть 17 долларов за баррель доля АПК в ВВП Казахстана составляла 21%.

Таблица 5. Структура мер государственной поддержки АПК 2000-2008 годы 

Как видно из приведенной таблицы активно субсидировалось всегда растениеводство, лишь в 2007 году стало выделяться намного значительнее средств на животноводство и рыбоводство. Быстрыми темпами шло развитие финансовых инструментов для АПК. Агронаука как отдельная статья затрат до 2009 года не выделялась, также как и инфраструктурные инвестиции в фито контроль и ветеринарную безопасность. За период с 1991 года по 2008 год полностью развалилась система научно-технического обеспечения агросектора Казахстана.

Постепенно финансовые инструменты достигли 66% в структуре мер государственной поддержки, на регулирование АПК и агронауку стало направляться 14% всего бюджета, а напрямую операционные субсидии для удешевления себестоимости производства сократились до 20% общей суммы государственных дотаций. Казалось бы, что главное требование аграриев по доступности финансовых средств исполнено, введены инвестиционные субсидии, субсидируется ставка вознаграждения по кредитам.

Таблица 1. Структура мер государственной поддержки АПК 2009-2016 годы

 
Меры господдержки АПК, млн. тенге 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
субсидии в растениеводстве и мелиорации 21258 63617 46585 36467 10304 16005 6645 23103
субсидии в животноводстве и рыбоводстве 11667 21060 26250 31454 38758 11015 11519 6358
субсидии переработчикам с/х сырья - 11050 5132 3028 - 2014 2700 3103
развитие агронауки, фитоконтроля, ветбезопасности, развития инфраструктры и институтов гос. регулирования АПК - 29891 31014 37404 55257 33991 31639 22835
финансовые инструменты, в т.ч.: 120500 95540 107240 84069 84525 47263 76196 107854
возмещение инвестиционных затрат - - - - 13794 1141 6726 15086
субсидирование процентной ставки по кредитам АПК - - - 90053 3945 6123 9470 2715
финансирование и рефинансирование субъектов АПК 120500 93140 95537 84004 66787 40000 60000 90053
Итого меры господдержки 153425 221156 216220 192421 188845 110288 128699 163254

 

Рисунок 6. Структура государственной поддержки АПК в 2016 году по гражданскому бюджету МСХ РК (расходы на управление исключены).

Таблица 2. Прогнозы развития АПК 2017-2021 годы – на основе анализа развития АПК за 26 лет

Год 2017 год* 2018 год* 2019 год* 2020 год* 2021 год*
Среднегодовой курс USD 316,6 346,1 367,2 387,5 400,0
Изменение курса USD % -7,5% 9,3% 6,1% 5,5% 3,2%
 Цена на нефть за баррель USD brent $52,74 $55,00 $58,00 $62,00 $67,00
Индекс цены на нефть на конец года, % 35,2% 4,3% 5,5% 6,9% 8,1%
ВВП РК методом производства, млн. тенге 46655314 47588421 48778131 50095141 51648090
Рост ВВП методом производства в долларовой оценке 1,0% 2,0% 2,5% 2,7% 3,1%
ВВП РК методом производства, млн. USD 147 364 137 481 132 822 129 274 129 120
Инфляция в тенге 9,0% 8,0% 7,0% 6,5% 6,0%
Ставка НБРК 11,0% 8,5% 8,5% 7,5% 7,5%
Доля агросектора в ВВП страны, % в долларовом эквиваленте 7,24% 7,92% 8,40% 8,87% 9,15%
Валовое производство сельхозпродукции, млн. тенге 3379166 3768397 4098045 4440966 4726197
Валовое производство сельхозпродукции, млн. USD 10 673 10 887 11 159 11 460 11 815
Рост валового производства АПК в долларовом выражении, % 1,0% 2,0% 2,5% 2,7% 3,1%
 Объем бюджетных средств на прямое развитие АПК, млрд. тенге 360 398 429 559 628
 Объем бюджетных средств на развитие АПК, млн. USD 1 136 1 150 1 169 1 442 1 571
Доля господдержки в валовом производстве АПК, % 10,64% 10,56% 10,48% 12,58% 13,30%
Экспорт РК в млн. USD 44 549,4 45 694,8 47 190,3 49 143,0 51 520,9
в том числе агроэкспорт РК в млн. USD 2179,83 2297,37 2421,24 2551,79 2689,39
рост агроэкспорта РК в % 5,39% 5,39% 5,39% 5,39% 5,39%
Импорт в РК в млн. USD 23294,19 25467,99 27020,34 28511,57 29430,44
 в том числе импорт АПК в млн. USD 2 935,71 3 179,98 3 444,57 3 731,18 4 041,64
рост агроимпорта в РК % 8,32% 8,32% 8,32% 8,32% 8,32%
Торговый баланс % (экспорт-импорт)/(общий внешний товарооорот) 31,33% 28,42% 27,18% 26,57% 27,29%
 в том числе торговый баланс АПК -14,78% -16,11% -17,45% -18,77% -20,09%
прогноз физических показателей АПК
доля растениеводства в АПК % 55% 55% 55% 55% 55%
доля животноводства в АПК % 45% 45% 45% 45% 45%
индекс физического объема валовой продукции растениеводства, в % 0,88 0,96 1,07 1,10 0,88
индекс физического объема валовой продукции животноводства, в % 102,9 102,9 102,9 102,9 102,9
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур, тыс. тонн (прогноз)
общая посевная площадь, тыс. га 21 934,0 22 404,2 22 884,5 23 375,1 23 876,2
индекс оборота пахотных земель, % 102,1% 102,1% 102,1% 102,1% 102,1%
зерновые (включая рис) и бобовые культуры 18231,10 17162,20 18673,70 20634,40 18231,10
семена подсолнечника 572,70 512,80 534,00 754,90 572,70
хлопок 396,70 320,70 273,90 286,70 396,70
свекла сахарная 64,60 23,90 174,10 345,02 64,60
табак 2,70 1,60 1,40 1,00 2,70
картофель 3 343,60 3 410,50 3 521,00 3 545,70 3 343,60
овощи 3 241,50 3 469,90 3 564,90 3 795,20 3 241,50
Урожайность основных сельскохозяйственных культур, центнеров с одного гектара (прогноз)
зерновые (включая рис) и бобовые культуры 11,60 11,70 12,70 13,47 11,60
семена подсолнечника 7,00 6,70 7,60 9,35 7,00
хлопок 28,70 25,10 27,80 26,16 28,70
свекла сахарная 267,70 240,60 232,50 285,49 267,70
табак 22,60 29,60 30,40 28,28 22,60
картофель 181,50 184,30 185,50 190,38 181,50
овощи открытого грунта 238,70 243,00 245,80 250,00 238,70
Численность скота и птицы, на конец года, тыс. голов (прогноз)
крупный рогатый скот, тыс. голов 6 403 6 563 6 728 6 896 7 068
овцы и , тыс. голов 18 396 18 856 19 327 19 810 20 306
свиньи, тыс. голов 852 873 895 917 940
лошади, тыс. голов 2 166 2 220 2 276 2 333 2 391
птица, млн. голов, тыс. голов 39 40 41 42 43
производство мяса в убойной массе всех видов, тыс. тонн 985 1 009 1 035 1 060 1 087
индекс производства мяса 103% 103% 103% 103% 103%

Исторические показатели развития АПК Казахстана с 1993 года по 2016 год и прогноз до 2021 года доступны здесь Исторические показатели развития АПК 

Будем следить за дальнейшим развитием отрасли и призываем субъектов не быть пассивными плакальщиками, а активными строителями индустрии.