Дефолт гос.бюджета в 2019 году становится реальностью

В 2017 году темпы роста собираемости местных налогов сократились до -10% к объему сбора налогов в 2016 году, в 2018 году по итогам по состоянию на 1 января 2019 года прирост к просевшим показателям за 2017 год составил 12%, что к показателю 2016 года является приростом лишь на 2%. По республиканским налогам  в 2018 году объем поступлений увеличился на 18% по отношению к 2017 году, а усредненный темпы предыдущих 5 лет составляли около 11% в год с сильным проседанием в 2015 году. В Национальный Фонд объем поступлений в 2018 году возрос, но нет оснований для утверждения позитивных прогнозов роста на 2019 год – цена на нефть упала на 8%. Коэффициент налоговой нагрузки не нефтяного сектора сократился до 13,21% в 2017 году, под воздействием ужесточения репрессивного взимания в 2018 году этот коэффициент поднялся до 14,71%, но долz активных предприятий от числа зарегистрирванных упала до 65,7%, особенно тяжкие потери понес малый бизнес.  С учетом вклада в общую собираемость налогов от предприятий малого бизнеса на уровне 42% такие потери приведут в 2019 году к снижению регулярных налоговых платежей и повышению доли принудительных взиманий. После событий 4 февраля 2019 года был изменен в расходной части бюджет страны – добавлены социальные обязательства в среднем от 320 до 345 млрд. тенге в год на 2019-2021 годы с изъятием из средств Нацфонда. Только за 2018 год активы Нацфонда сократились еще почти на 2 млрд. долларов США, несмотря на увеличение поступлений в том же году. В 2019 году, скорее всего, дальнейшее снижение темпов роста налоговых поступлений и увеличение расходов  доведут не нефтяной дефицит республиканского бюджета до 49,3-50% от доходов, а совокупный дефицит консолидированного государственного бюджета до 19,6% от совокупных доходов (местные + республиканские + нефтяные налоги). А это коллапс фундамента любого государства - здравоохранения, социальной защиты (пенсионная система и пособия) и образования. Нет фундамента - нет государства.