Ужесточение налоговых режимов в Казахстане

Согласно данным КД МФ РК в 2016 году объем платежей в бюджет составил 6,45 трлн. тенге, в том числе 6,3 трлн. платежи юридических лиц и лишь 0,13 трлн. тенге платежи населения. За 2016 год налоговое бремя на предприятия увеличилось на 26%, что сразу сказалось на числе действующих субъектов в крупном и среднем бизнесе (сокращение вдвое). Общий рост объемов платежей за год составил 24,6%. Объем платежей населения в бюджет сократился на 18%.

Налоговое законодательство в Казахстане наиболее прогрессивный метод стимулирования бизнеса сегодня оказалось под угрозой. В Правительстве РК рассматривается вопрос об отмене некоторых налоговых льгот по инициативе уполномоченного органа по государственным доходам. В целом объем налоговых поступлений в стране постоянно растет пропорционально росту ВВП страны методом производства в тенге и в 2016 году уже выросла до 16,3% доли от ВВП (на 13%). При этом налицо быстрое сокращение налоговых поступлений от граждан и рост налогового бремени на предприятия. Сегодня доля налоговых поступлений от юридических лиц уже превысила 98% всех поступлений в бюджет.

Таблица 1 . Динамика налоговых поступлений в бюджет Казахстана 2012-2016 годы

Показатель в млрд. тенге  2012 год  2013 год  2014 год  2015 год  2016 год Изменения в 2016 году
Объем ВВП методом производства    21 815,52       28 243,05       31 015,19       35 999,03       39 675,83    10,2%
Доля налоговой нагрузки от ВВП 18,77% 16,92% 16,49% 14,39% 16,26% 13,0%
Всего поступлений в бюджет по данным КГД МФ РК 4 095,37 4 779,00 5 115,74 5 178,64 6 451,72 24,6%
в.т.ч. Платежи физ.лиц 122,86 143,37 153,47 164,09 133,72 -18,5%
в.т.ч. Платежи юр.лиц, тыс. тенге 3 972,51 4 635,63 4 962,27 5 014,55 6 318,00 26,0%

Какие именно налоговые режимы способствуют росту предпринимательской активности в приоритетных секторах и что нам, как бизнесу нужно защищать от изменений? Это следующие действующие режимы:

Раздел 4. Инвестиционные налоговые преференции

Глава 17. Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон

Раздел 18. Специальные налоговые режимы, в том числе:

Глава 61. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса;

Глава 62. Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

Глава 63. Специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов;

Положения в главе 33 НК РК по НДС в части импорта сырья и материалов в рамках инвестиционных контрактов, в части вознаграждения по финансовому лизингу, по ввозу по режиму свободного таможенного склада оборудования на территориях СЭЗ и индустриальных зон.

Для агросектора глава 63 Налогового Кодекса РК святая святых. Ни одна инвестиционная преференция или операционная субсидия не способны собой заменить позитивное влияние данного специального режима для сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозсырья. Необходимо еще принять во внимание отмену с 1 января 2017 года МСХ РК возмещения ставок вознаграждения по кредитам для субъектов АПК и недоступность данной льготы по программам ДАМУ ввиду приоритета для обрабатывающих секторов, в отличие от агросектора. Вызывает опасение и непрекращающийся процесс изменений в правилах и лимитах инвестиционного и операционного субсидирования в АПК по инициативе ведомства. Также с начала года произошли негативные изменения по НДС методом зачета на импортируемую сельхозтехнику, где интересы 3 сборочных цехов на готовых импортных машинных комплектах ставятся в противовес 20 000 субъектам АПК с 26 млн. гектар пахотной земли и 45% всего занятого населения. Подобные перекосы и несогласованность действий всех министерств внутри Правительства приводят к срыву государственных программ развития, гиперинфляции, безработице и дефициту бюджета.

Каждый год налоговый кодекс претерпевает изменения, влекущие за собой принудительные взыскания с бизнеса, не успевающего отслеживать такие новшества. По приводимой ниже таблице видно, что в 2016 году быстрее всего росли именно штрафы, пени и прочие взыскания, а не сами регулярные отчисления в бюджет. 

Таблица 2. Основные изменения поступлений в государственный бюджет, тыс. тенге

Виды поступлений в бюджет, тыс. тенге структура в 2016 году 2016 год 2015 год Изменения в 2016 году, %
Бесплатные платежи по 7 КБК 0,91% 58 431 424 51 750 033 12,9%
Налоговые платежи платные 77,04% 4 970 337 116 3 911 953 967 27,1%
Регистрационные сборы 0,82% 52 912 836 43 438 274 21,8%
Таможенные платежи 14,75% 951 806 708 880 063 188 8,2%
Штрафы, санкции и пени 0,90% 57 912 140 48 252 763 20,0%
Не налоговые поступления 5,58% 360 321 863 243 185 470 48,2%
Все поступления в бюджет 100,00% 6 451 722 087 5 178 643 695 24,6%

Структура платежей в бюджет у юридических и физических лиц сильно различаются. В поступлениях в бюджет с физических лиц уже более 23% составляют пени и штрафы. Юридические лица в основном платят налоги и таможенные сборы. При этом нужно отметить, что медленнее всего растут налоговые платежи (8,2% рост за год) из-за преимущественного товарооборота внутри Таможенного Союза. Полагаем, что правительство решило "исправить" эту несправедливость и снять льготы по импорту из других стран. Однако льготы у нас существовали исключительно для поддержки инвестиций в основные средства для развития обрабатывающих и АПК секторов. Что мы можем получить в итоге при ограничении налоговых льгот? Отток иностранных инвесторов и ускоренный вывод капиталов за рубеж отечественных инвесторов. Любые посягательства на текущие налоговые и таможенные преференции сорвут инвестиции в производство. Тем не менее мы согласны, что регулирование ввозных пошлин и косвенных налогов на продовольствие и товары народного потребления сыграет на руку отечественным производителям лучше, чем девальвация тенге и вызванный этим рост себестоимости для торгующих импортеров. Однако здесь нас держит за горло мертвой хваткой Таможенный Союз, где более развитая промышленность России и Беларуссии душит казахстанский бизнес. Поэтому любые изменения в налоговой и таможенной политике должны быть рассчитаны с точным определением потерь для экономики и уровня жизни населения, а не направлены на сиюминутные уравнения школьника "повышение налогов-субсидии=снижение дефицита бюджета". Мы вновь и вновь возвращаемся к необходимости качественного Госплана советских времен индустриализации, а не раздрая государственного бюджета на сотни разрозненных квази государственных структур и язвенных надстроек главной бизнес ассоциации страны.