Реальная безработица - как с ней бороться? 01-04-2019

Казахстан по официальной статистике рай на планете – у нас самая низкая безработица в мире 4,9%, самая занятая молодежь – индекс NEET (noteducated, employed, trained) лишь 7%. Однако по той же статистике под другим углом и с реальным сопоставлением фактов все выглядит радикально иначе – уровень безработицы 27,6%, средний республиканский индекс NEET 37% в селах и 21% в крупных городах.

В Казахстане по данным Комитета по статистике МНЭ РК по результатам 2018 года общая рабочая сила составляла 9 138 633 человек (или 48,63% от общей численности населения в 18 896 318 человек), в том числе 2 157 700 человек молодежь в возрасте 15-28 лет.

Среди рабочей силы всех возрастов наемными работниками являются   6 519 716 человек, что демонстрирует уровень реальной безработицы 27,6%. В том числе занятая молодежь в возрасте младше 28 лет около 2 079 200 человек, но при этом штатными работниками по статистике являются только 1585400 человек, то есть реальная безработица даже по статистике составляет среди молодежи 26,5% от рабочей силы.

Органы статистики определяют всех ИП в качестве самостоятельно занятого населения, постоянно смешивая одних и тех же лиц и внутри штатных работников, и внутри самозанятых. Это позволяет рисовать красивую картинку в уровне общей безработицы 4,9%, что не достижимый показатель даже для лидера индекса человеческого развития ООН Норвегии. В индексе ИЧР ООН по Казахстану все цифры по самозанятым откровенно указаны, как уязвимая занятость – 2 082 522 человек, в том числе 473100 человек в возрасте 15-28 лет.

Молодежи в возрасте от 15 до 28 лет у нас в стране по данным 2018 года 3 494 500 человек, из них 1 336 800 лишь не признается рабочей силой по причине обучения на дневных формах обучения в старших классах школ (351 254 человек), колледжей (489 337 человек) и вузов (496 209 человек). С учетом уязвимой занятости 572 300 молодых людей нигде не учатся и не работают, то есть средний по стране индекс NEET в 2018 году составил не менее 16,4% от общей численности этой возрастной группы, а вовсе не 7% по статистике. Данные занижены более чем в 2 раза.

Но по отчетам статистики индекс NEET у нас – мечта локомотива европейской экономики Германии, имеющей 100% охват бесплатным высшим образованием. У нас же в стране бесплатно могут обучиться лишь 15,6% всей целевой возрастной группы молодежи. Даже по официальной статистике самыми проблемными по неработающей, не учащейся и не проходящей профессиональную подготовку (noteducated, employed, trained) являются такие регионы (по мере убывания), как Карагандинская, Туркестанская, Северо-Казахстанская, г. Шымкент, Жамбылская, Актюбинская, Кызылординская и Мангистауская – во всех этих регионах индекс NEET выше среднего республиканского. Самыми благополучными по индексу являются ВКО, Павлодарская область и г. Алматы.

ОДНАКО, по независимым расчетам даже на основе статистических данных по оценке численности населения в возрасте от 16 до 24 лет, вычете обучающихся в 10-11 классах, колледжах и вузах, а также имеющих работу, мы получили по 2016 году удручающие показатели индекса NEET для самых крупных городов страны - Алматы 14,5%, Астана 12,5%, Шымкент 14,13%, Актобе 17,79%. Однако и этот индекс не точный – в г. Алматы в 2018 году обучалось на дневной форме 70400 иногородних студентов, за рубеж выехало на обучение лишь 9500 студентов. Всего молодежи с пропиской в г. Алматы на сегодня 437000 человек в возрасте 15-28 лет, из них занятое и учащееся население 333 000 человек, максимальный порог индекса NEETдостиг тревожного показателя 21%.

Таблица 1. Расчет реального индекса NEET за вычетом иногородних студентов в г. Алматы

Ситуация с расширением доли молодежной безработицы неминуемо приводит к устойчивой безработице в более зрелом возрасте. Среди устойчиво безработных по стране в целом около 25% имеют только школьное образование, 38% имеют среднее техническое образование и около 36% имеют высшее образование. Среди так называемого самозанятого (неформально занятого или скрыто безработных) доля лиц со школьным образованием 40%, выпускников колледжей 34%, выпускников вузов 25%. Среди занятого на постоянной основе населения 70,9% имеют высшее или незаконченное высшее образование, 26,6% среднее техническое образование и только 2,41% школьное образование. Это говорит о прямом влиянии уровня образования на степень востребованности на рынке труда с одной стороны, и, с другой стороны, на низкий уровень связи между рынком труда и учреждениями профессионального-технического и высшего образования в стране.

ВАЖНО, что рынок труда становится с каждым годом все более уязвимым с высокой долей не постоянной или не формальной занятости. Очень ярко на примере г. Алматы, представляющего самый большой рынок труда в Казахстане, видна секторальная структура рынка труда. основной рынок труда сосредоточен в частном секторе – при этом в реальном секторе на 89%, а в сфере услуг на 60%. Уровень неформальной занятости (это разница между занятым и штатным персоналом по отчетам работодателей) в г. Алматы колеблется в Алматы в пределах 40-60%, что для общего числа рабочих мест в 890 тысяч огромный показатель. Самые не прозрачные секторы – торговля, сфера бытовых услуг, гостиничный и ресторанный бизнес, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство и строительство. В этих секторах чаще всего действуют договора гражданско-правового характера или работников заставляют регистрировать ИП.

Таблица 2. Неформальная занятость по секторам экономик и форме собственности работодателей в г. Алматы  в 2018 году

 

Несправедливость оплаты труда видна по следующему анализу производительности и среднемесячной заработной платы по секторам на примере г. Алматы в 2018 году –самые низкие заработные платы в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, операций с недвижимым имуществом, в финансовой страховой деятельности и в прочих видах услуг.

Таблица 3. Карта доли фонда оплаты труда в себестоимости по секторам в г. Алматы, 2018 год

 

Коэффициент налоговой нагрузки – это доля всех фактически оплаченных налогов в бюджет, включая платежи у источника за наемных работников, к валовому производству сектора (себестоимости). Видна прямая связь между достойным уровнем оплаты труда и коэффициента налоговой нагрузки, долей неформальной занятости по секторам.

Как видно из приведенных данных несколько факторов влияют на формирование неформального или серого рынка труда:

1)      Уровень доступа к образованию молодежи;

2)      Связь между учреждениями образования и рынком труда;

3)      Уровень налоговых и иных нагрузок на фонд оплаты труда;

4)      Не справедливость оплаты труда – в большинстве секторов размер заработной платы крайне низок по отношению к производительности труда на 1 занятого в данном секторе;

5)      Экономическая активность частного сектора – здоровье конкурентной среды.

Какие меры можно принять для  снижения реальной безработицы и повышения блгасостояния граждан? Самыми эффективными мерами станут:

1)      Реформа системы образования с обеспечением 100% доступа к образованию молодежи в системе ТиПО и ВУЗах на условиях прямой мотивации учреждений образования на получение подушевого финансирования на каждого очного студента в привязке к эффективности трудоустройства выпускников – так работает система образования после реформ 2010 года в Великобритании. Они стремятся избавиться от образа «башен слоновой кости» в своем образовании – Оксфорд отличался самым высоким уровнем безработицы среди выпускников. Департамент развития техyического образования совместно с Ассоциацией TVET запустила программу жесткой привяpки грантов  от муниципалитетов и Миниcтерства образования колледжам к трудоустройству выпускников через широкие прогhаммы партнерства с бизнесом (работодателями).

2)      Реформа налогообложения фонда оплаты труда наемных работников – на сегодня нагрузка составляет на физическое лицо 10% ИПН (индивидуальный подоходный налог), 10% ОПВ (обязательные пенсионные взносы), 2,5% медицинское страхование, 2,5% социальное страхование, дополнительно нагрузка на работодателя Социальный налог 11%. Совокупно 36% на заработную плату на руки работнику. Это спровоцировало увеличение доли серых заработных плат до почти 60% по Казахстану в целом.

Необходимо изменить начисление с привязкой к составу семьи работников по числу иждивенцев и величине прожиточного минимума. Поспешный ввод в 2018 году многих антинародных мер привел к еще более устрашающим темпам «ухода в тень» рынка труда. Это такие меры, за которые д сих пор никто в Правительстве не понес наказания, а деструктивные постановления не поставлены на утрату:

  • Меры по обложению 10% ОПВ договоров ГПХ на фрилансеров;
  • Обложение ЕСП формально безработных и само занятых с низкими доходами (ниже 48 000 тенге);
  • Обложение ИПН самозанятых с доходам выше величины прожиточного минимума с принудительной регистрацией ИП;
  • Повышение размера минимальной заработной платы до 42 800 тенге напротив привел к урезанию до этого порога низко оплачиваемых работников, а не поднял доходы малоимущих.

Для решения проблем с безработицей нужны комплексные стимулирующие меры в соответствии с эффективной кривой Лаффера. Когда снижение ставки обложения приводит к гарантированному увеличению объемов налоговых платежей. Я бы предложила начислять ИПН исключительно на разницу в совокупном доходе и затратах на себя и иждивенцев кормильца семьи. Разделить в бухгалтерском и налоговом учете платежи по ФОТ как прямые платежи с физлица в привязке к его лицевому личному счету (ИИН) и налоги с бизнеса. Иначе не возможно преодолеть иллюзию того, что граждане иждивенцы, а крупный бизнес кормильцы бюджета.

Размер ОПВ должен быть добровольным и включать возможности по семейным пакетам, как в развитых странах социального добровольного страхования – кормилец может оплачивать таковые взносы и за неработающую супругу. Такая система работает в Норвегии. ЕСП распространить на всех работников предприятий, действующих по упрощенному режиму в микро и малом бизнесе, а с безработных и самозанятых целиком и полностью исключить взимания.

Айман Турсынкан, форсайтер, Агентство EXIMAR апрель 2019