На примере углубленного анализа структуры налоговых поступлений основного донора государственного бюджета г. Алматы видно, что в Казахстане за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников и увеличилась доля неформальной занятости. В разрезе секторов экономики видно, что доля ненаблюдаемой экономики выросла за последние 3 года свободного плавания тенге. Такие выводы основаны на сопоставлении внутренней отчетности по налоговым поступлениям ДГД г. Алматы, публичным данным КГД МФ РК, а также открытым данным Комитета по статистике МНЭ РК по разделу "Труд".
При анализе динамики поступления налогов по г. Алматы за 5 лет из данных, предоставленных ДГД г. Алматы, общий прирост собираемости налогов составил 61,4% за весь анализируемый период, в том числе по платежам в республиканский бюджет 63,1%, по платежам в местный бюджет 57,3%. Наиболее значимый вклад в собираемость налогов в пользу республиканского бюджета кроме КПН вносят НДС 16,1%, таможенные платежи 16,5% от общей собираемости налогов. В местном бюджете ключевыми являются ИПН у источника выплаты 9,3%, социальный налог 6,9%, прямые налоги с собственности физических лиц (включая штрафы, пени) 11,4%, прочие платежи с юридических лиц (включая штрафы, пени). Наименьший вклад в собираемость налогов дают земельный налог (0,2%) и имущественный налог (1,3%) в совокупности формирующие с объектов налогообложения физических и юридических лиц около 26,3 млрд. тенге в 2017 году. Однако налоговое бремя крайне не равномерное по секторам экономики и доля ИПН, оплачиваемого источником выплаты, с наемного персонала падает. Все наши выводы перепроверены совместно с ДГД г. Аматы и уполномоченным департаментом экономики и бюджетного планирования Акимата г. Алматы, однако решения приниматься видно не будут. Реакции и компетентной проработки соответствующий департамент таможенной и налоговой политики МНЭ РК не наблюдается. Напротив, идет жесткий крен в усиление итак не подъемного налогового бремени на массового плательщика - физических лиц с полной и неполной занятостью, самозанятых, безработных, домохозяек, малый бизнес. Несправедливая и не прогрессивная налоговая система вкупе со сложностью и явно репрессивным стилем администрирования для массового плательщика привела к практической гибели МСБ в перерабатывающей отрасли, повлекла полную утрату способности к накоплениям основной массы населения, спровоцировало новый рост миграционного оттока квалифицированных кадров, заблокировала приток инвестиций в страну. Самое печальное, что такое ужесточение к массовому плательщику инициирует МТСЗН РК, призванное обеспечивать социальный договор между гражданами РК и властью.
Таблица 1. Динамика изменения платежей в бюджет по видам налогов, млн. тенге
Таблица 2. Развернутая структура платежей в бюджет по г. Алматы
Виды налогов и направление платежа, млн. тенге |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Земельный налог МБ |
2 095 |
2 247 |
2 530 |
3 029 |
2 977 |
Имущественный налог МБ |
15 291 |
25 314 |
20 771 |
22 237 |
23 297 |
Транспортный налог МБ |
8 803 |
9 683 |
10 497 |
11 364 |
12 937 |
Социальный налог МБ |
84 499 |
96 115 |
102 396 |
115 657 |
122 144 |
ИПН у источника выплаты МБ |
108 525 |
123 610 |
133 386 |
150 727 |
163 804 |
Плата за эмиссии в ОС МБ |
838 |
1 181 |
845 |
1 164 |
1 262 |
Акцизы в МБ |
3 589 |
3 907 |
4 267 |
5 199 |
8 724 |
Регистрационные сборы, госпошлины и пр. платежи в бюджет МБ |
8 856 |
10 268 |
12 314 |
11 730 |
14 748 |
НДС в РБ |
193 352 |
192 368 |
190 480 |
259 344 |
285 724 |
КПН в РБ |
312 410 |
341 873 |
428 546 |
447 212 |
439 996 |
Таможенные платежи, акцизы, роялти в РБ |
186 126 |
202 721 |
187 745 |
244 220 |
291 269 |
Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц |
257 638 |
240 129 |
269 335 |
429 811 |
402 589 |
Всего платежей в бюджет |
1182022 |
1249416 |
1363111 |
1701696 |
1769472 |
Доли платежей в бюджет по видам налогов |
|||||
Земельный налог МБ |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
Имущественный налог МБ |
1,3% |
2,0% |
1,5% |
1,3% |
1,3% |
Транспортный налог МБ |
0,7% |
0,8% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
Социальный налог МБ |
7,1% |
7,7% |
7,5% |
6,8% |
6,9% |
ИПН у источника выплаты МБ |
9,2% |
9,9% |
9,8% |
8,9% |
9,3% |
Плата за эмиссии в ОС МБ |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
Акцизы в МБ |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,5% |
Регистрационные сборы, госпошлины и пр. платежи в бюджет МБ |
0,7% |
0,8% |
0,9% |
0,7% |
0,8% |
НДС в РБ |
16,4% |
15,4% |
14,0% |
15,2% |
16,1% |
КПН в РБ |
26,4% |
27,4% |
31,4% |
26,3% |
24,9% |
Таможенные платежи, акцизы, роялти в РБ |
15,7% |
16,2% |
13,8% |
14,4% |
16,5% |
Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц в РБ (оценка) |
10,9% |
9,6% |
9,9% |
12,6% |
11,4% |
Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц в МБ (оценка) |
10,9% |
9,6% |
9,9% |
12,6% |
11,4% |
Доля платежей в РБ |
69,4% |
68,6% |
69,1% |
68,5% |
68,9% |
Доля платежей в МБ |
30,6% |
31,4% |
30,9% |
31,5% |
31,1% |
Какие отрасли вносят наибольший вклад в собираемость налогов в г. Алматы? Особо пристального внимания заслуживает ситуация по налоговой нагрузке на предприятия с регистрацией в качестве налогоплательщика в г. Алматы в секторах нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Задолженность бюджета перед такими организациями составляет 10357 млрд. тенге по КПН, НДС и таможенным пошлинам за счет возмещения НДС по экспорту. Вклад в местные налоги составляет лишь 3 млрд. тенге. Целесообразность удержания таких налогоплательщиков в бюджете г. Алматы требует глубокого анализа – с одной стороны минусовое сальдо по налогам, с другой стороны размещение головных офисов с дислокацией административного персонала без значительного числа рабочих мест. В целом сектор услуг вносит 81,3% объем налоговых отчислений, а производство товаров 18,7%. При этом в сфере производства ключевыми плательщиками являются сектор строительства 11,8% всех налогов в городе от бизнеса, обрабатывающая промышленность 5,6%. В сфере услуг ключевыми секторами – налогоплательщиками по вкладу являются сектор торговли и СТО 27,5%, финансовая и страховая деятельность 15,6%, профессиональная научно-техническая деятельность 7,8%, телекоммуникационный и ИТ секторы 6,5%, транспорт и логистика вносят 4,5% вклада в собираемость налогов. Самый низкий вклад у энергетики 1,3%, водоснабжения и КНС 0,3%, государственного управления 0,2%, сферы искусства, развлечений и отдых 0,8%, сферы здравоохранения 1,1%, а также в сфере образования 1,9%.
Таблица 3. Коэффициент налоговой нагрузки по секторам
|
Собираемость налогов по секторам методом начисления, млн. тенге |
Налоги в РБ |
Налоги в МБ |
ИТОГО общая сумма налогов |
Доля от общих поступлений с бизнеса |
1 |
Производство товаров |
156 915 |
53 735 |
210 650 |
18,7% |
A |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
584 |
452 |
1 036 |
0,1% |
B |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
- 10 537 |
3 085 |
- 7 451 |
-0,7% |
C |
Обрабатывающая промышленность |
43 021 |
23 671 |
66 692 |
5,9% |
D |
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование |
6 966 |
7 721 |
14 687 |
1,3% |
E |
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов |
1 654 |
1 198 |
2 852 |
0,3% |
F |
Строительство |
115 226 |
17 608 |
132 834 |
11,8% |
2 |
Производство услуг |
643 809 |
272 442 |
916 251 |
81,3% |
G |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
251 068 |
59 347 |
310 415 |
27,5% |
H |
Транспорт и складирование |
29 388 |
21 209 |
50 596 |
4,5% |
I |
Услуги по проживанию и питанию |
10 979 |
4 559 |
15 538 |
1,4% |
J |
Информация и связь |
57 856 |
15 420 |
73 277 |
6,5% |
K |
Финансовая и страховая деятельность |
121 610 |
54 308 |
175 917 |
15,6% |
L |
Операции с недвижимым имуществом |
18 452 |
14 233 |
32 685 |
2,9% |
M |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
53 575 |
33 797 |
87 372 |
7,8% |
N |
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания |
28 015 |
10 304 |
38 319 |
3,4% |
O |
Государственное управление и оборона, социальное обеспечение |
496 |
2 253 |
2 749 |
0,2% |
P |
Образование |
1 841 |
19 369 |
21 210 |
1,9% |
Q |
Здравоохранение и социальные услуги |
1 620 |
10 739 |
12 359 |
1,1% |
R |
Искусство, развлечения и отдых |
3 997 |
4 504 |
8 501 |
0,8% |
S |
Предоставление прочих видов услуг |
64 912 |
22 399 |
87 310 |
7,7% |
|
ИТОГО поступления с бизнеса |
800 724 |
326 177 |
1 126 901 |
100% |
При анализе вклада в ВРП методом производства за тот же 2017 год видны сложившиеся отраслевые коэффициенты налоговой нагрузки. При оценке производства каждого сектора в номинале в млн. тенге и налоговой нагрузке методом начисления видно, что общий коэффициент налоговой нагрузки на экономику составляет 10,5%, а не 14,6% общей нагрузки на бизнес и население вместе взятые. Паритета КНН и доли в номинальном ВРП по секторам нет. При общем 10,5% коэффициенте налоговой нагрузки на юридические лица, нагрузка на реальный сектор составляет 26,9%, а на сферу услуг и торговлю 9,2%. К секторам с самым высоким показателем КНН в 2017 году относятся строительная отрасль[1] с чистым коэффициентом 24,7%, ЖКХ сектор 22,5%, аграрный бизнес (теплицы) 21,9%, энергетика 18,8%, деятельность в области управления 16,7%, обрабатывающая промышленность 16%. На уровне 14,2% КНН сформирован у финансового и информационного - телекоммуникационного секторов. Профессиональная и научно-техническая деятельность выплачивает до 12,3% от своего оборота, а сфера развлечений культуры и искусства 11,7%. Услуги по проживанию и питанию, транспорт и складирование имеют одинаковый КНН 9,1%, а сфера образования 8,1% за счет высокой доли по наемному персоналу (от НДС отрасль освобождена). Меньше образования платит сектор оптовой и розничной торговли, а также автозаправочные станции 7,9% КНН. Здравоохранение за счет большого сектора частной медицины, а также большого числа рабочих мест, выплачивает в виде налогов 7,5% от своего совокупного годового дохода. Необходимо обратить внимание на сектор операций с недвижимым имуществом, имеющим уровень КНН ниже, чем бюджетные организации в государственном секторе – сдача в аренду коммерческой недвижимости при совокупном вкладе в ВРП страны 11,5% имеет КНН 2,7% и долю от собираемости налогов 2,9% всех платежей юридических лиц.
Рисунок 1. Структура по типам налогов в платежах в бюджет на примере г. Алматы
Наибольший рост шел не по основным налогам – акцизам и прочим платежам. ИПН у источника выплаты прибавил за 5 лет 58,4%, а сопутствующий социальный налог 49,3%. При этом при сопоставлении изменений среднемесячной заработной платы, а также числа рабочей силы видно неполное соответствие динамике прироста базы налогообложения. Среднемесячная заработная плата в г. Алматы по данным Департамента статистики за 5 лет выросла на 34%, а численность занятого населения на 20%. При расчете фонда оплаты труда и вычислении из него 10% ИПН у источника выплаты сумма налога в 2017 году должна была увеличиться по отчислениям с наемного персонала на 61% до 187,8 млрд. тенге. Однако совокупные выплаты ИПН у источника в 2017 году составили 164,2 млрд. тенге, при этом не менее 32,7 млрд. тенге пришлось на выплаты ИПН с пенсий по платежам клиентам ЕНПФ, оценочно около 10-11% всего ИПН у источника выплаты приходится на договора гражданско-правового характера.
Таблица 4. Изменение структуры ИПН, оплачиваемого источником выплаты
Если гипотеза об изменении структуры ИПН у источника выплаты верная (требует углубленного анализа ДГД), то за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников и увеличилась доля неформальной занятости. По результатам 2017 года зависимость от платежей ИПН у источника от ЕНПФ, как налогоплательщика г. Алматы с налоговой базы получателей пенсий из накопительной системы всего Казахстана достигла почти 20%. Потеря данного налогоплательщика в случае его перехода в ДГД г. Астана составит для бюджета г. Алматы в 2018 году не менее 40 млрд. тенге. В перспективе до 2030 года с достижением доли выплат пенсий из накопительной системы 48% данные потери удвоятся.
Рисунок 2. Динамика изменения структуры ИПН, оплачиваемого источником выплаты
Как видно в приводимой ниже таблице, доля неформальной занятости наименьшая в бюджетной и финансовой сфере, а наибольшая в секторе торговли.
Таблица 6. Сквозной анализ доли неформальной занятости и КНН по секторам экономики
Рисунок 3. КНН по типам плательщиков налогов в Казахстане в целом
Правительству необходимо мыслить более стратегически, а не пытаться латать дыры в бюджете карательными мерами к населению и малому бизнесу. Необходимо повышение компетенции уполномоченных органов по борьбе с агрессивной налоговой политикой крупного бизнеса, в особенности квазигосударственного сектора и национальных компаний.
Граждане, мы налогоплательщики, несущие к своим доходам нагрузку в 22 раза выше олигархов, членов списка Форбс. Помните и защищайте свои права!
А. М. Турсынкан