Госпрограмма АПК 2018 старые песни о главном

При прочтении видно, что Государственная программа развития АПК в очередной версии от 18 мая 2018 года писалась в спешке, кусками выхватывалась из документов разных лет. При утверждении руководством ведомства не полностью прочитана, четкой постановки задач из-за спешки принятия не добилась, но конструктивные новеллы включить успела. На 2017 год (истекший) намечен бюджет в 359,7 млрд тенге, на 2018-2021 годы сумм нет.

Однако общая задумка осталась прежней – повышение производительности труда в АПК втрое, экспорта в 3,5 раза, объемов валового производства на 30%, рост объема инвестиций в 1,7 раза в основной капитал. Новшествами явилось признание необходимости повышения качества жизни сельчан, а также развитие мелиорации с увеличением общей мощности на 1,9 кубических километров с одновременным водосбережением на 20%. Как обычно, в ГПР нет ни слова о доле переработанной продукции в АПК, доле самого АПК в ВВП, системных реформах МСХ и институтов развития, либерализации доступа к финансированию, развитию рынка страхования.

Данные раздела ситуационного анализа базируются на период 2011-2015 гг., что говорит об отсутствии более точного прогнозирования на основе устаревших данных. Хотя сам ситуационный анализ получен явно не из ГПР АПК на 2017-2025 годы версии ведомства под управлением Мырзахметова. Основной новеллой раздела стала критика 66 субсидий, действовавших в ГП Агробизнес 2020. Местами – явно из отчета EXIMAR по анализу эффективности субсидий, подготовленного еще в 2016 году (разрешений на использование аналитики от нас не просили). Видно потому новых цифр в документах нет. Местами – это выжимки из стратегий Казагро и его ДЗО версий 2017 года. Выделенный блок голубым маркером по центру компетенций в ГПР – прямая цитата предварительных бесплатных черновых предложений EXIMAR.

 Ключевые тезисы ГПР АПК 2018-2021, заслуживающие внимания:

  • Наведение порядка в землепользовании - полный переход к проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков в электронном формате;
  • Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо создать базу данных, содержащую информацию в виде сельскохозяйственных карт, карт полей, планы пастбищеоборотов (примечание EXIMAR - нужно учитывать риски доступа к информации с геометками по положениям закона о государственной тайне по земельным, водным и природным ресурсам, результатам геологических изысканий и инженерным сетям, как минимум серверы базы данных обязаны быть на территории РК);
  • Вовлечение в мелиоративную систему дополнительное запасов грунтовых вод, а также внедрение сберегающих технологий с одновременной реформой системы водопользования (пояснение EXIMAR -  действующие водные кондоминиумы имеют проблемы коррупции, нерационального использования, низких тарифов и отсутствие инвестиций в обеспечение нормального функционирования водораспределительных систем);
  • Повышение экологической ответственности промышленности по влиянию на загрязнение воды и почв (примечание EXIMAR – в разделе не достаточно раскрыты объемы наносимого урона как на территории РК, так и наследуемые по трансграничным рекам):
  • Основными проблемами по экспорту признаны слабо развитая транспортно-логистическая инфраструктура для АПК, недостаточная работа по торговому регулированию для снятия торговых барьеров, прослеживаемость качества и безопасности продукции, отсутствие доступа к рыночным данным фермеров, сложность и длительность разрешительных процедур по экспорту (примечание EXIMAR - не освещена доступность к торгово-экспортному финансированию и страхованию, доступ на внутренний и внешний рынки сбыта продукции фермеров).
  • Необходимость более тщательно продуманной системы фитосанитарной безопасности ввиду активного распространения заболеваний растений и вредителей;
  • Необходимость роста компетенций и комплексный охват ветеринарными контролем и помощью хозяйств;
  • Развитие технического регулирования и сертификации, интеграция с международной системой контроля качества продукции в АПК;
  • Необходимость развития информированности и компетенций СХТП по рыночным данным, технологиям и мерам государственной поддержки
  • Развитие широкой сети опытно-внедренческих хозяйств через вертикально интегрированную систему распространения знаний (Центры компетенций);
  • Снижение механизации полевых работы и животноводства из-за износа техники ввиду отсутствия доступа к приобретению техники фермерами;
  • Недостаточный уровень восстановления плодородия почв из-за высокой стоимости импортных и узкого ассортимента отечественных удобрений и прочих агро химикатов;
  • Низкий уровень охвата государственными электронными услугами СХТП;
  • Массовый отток и дефицит квалифицированных профессиональных кадров в АПК требует создания центров экономического роста в сельской местности;
  • Взамен товарно-специфических субсидий будет расширена доля субсидий на удешевление процентной ставки по кредитам и лизингу, а также возмещение части затрат, понесенных субъектом АПК при реализации инвестиционного проекта.
  • Переход на добровольное страхование с обязательного, для стимулирования страхования в сельском хозяйстве часть страховых премий будет субсидироваться государством.
  • Будет упрощено налогообложение для СХТП путем введения нового льготного режима – Единый аграрный налог. Данный режим, вследствие простоты начисления и администрирования, позволит снизить затраты на бухгалтерию и время на налоговые проверки, создаст условия по рациональному и эффективному ведению сельскохозяйственного производства (примечание EXIMAR– без тщательного анализа и ранжирования по размерности оборотов плательщика мера может нанести больше вреда, чем принести пользы).
  • Создание совместно с государственными органами и иными организациями единой информационно-аналитической базы по экспорту продукции АПК и доступ к базе для субъектов АПК.

Ключевые системные ошибки ГПР 2018:

Новая, как и все предыдущие, ГПР в попытке охватить все болезненные аспекты развития АПК опускает государственную программу развития в детализированные фрагментированные бессистемные регламенты и инструкции, не выполняя главной задачи стратегического документа – определение правил игры в отрасли. Абсолютно отсутствует точное определение стейкхолдеров программы и их интересов, точное обозначение функциональных зон ответственности, комплексный системный взгляд на АПК, его место в экономике страны, конкурентные позиции на макрорегиональном уровне, его влияние на занятость населения и качество жизни 9 млн. граждан, проживающих в сельской местности. 

Как стратегический документ ГПР АПК должна декларировать, что конкретно является полномочием и обязанностью государства, а что остается прерогативой бизнеса и регулируется рыночными условиями. Государство полностью на 100% заменяет собой бизнес – я умнее вас, я сделаю вам счастье. Совсем не понимается МСХ суть функции государственного органа в регулирующей роли через создание четкого нормативно-правового поля, как провайдера государственных услуг своей целевой аудитории – в случае с тезисами ГПР 2018 – не только СХТП, но переработчиками, трейдерами, финансовым сектором, поставщиками средств производства и всем сельским населением. МСХ снова собирает всех цыплят в свои скорлупки и садится на них удушающей материнской опекой.

Нет никакой оценки эффективности предлагаемого бюджета государственной поддержки АПК, где паритет между расходами на субсидирование и вкладом в ВВП, мультипликативным эффектом на качество жизни населения, устойчивость бизнеса. Замалчивается суть требуемых преобразований – полный отказ от не работающей парадигмы искажающего влияния на рынок государства. Четко обозначенная в стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года 7-мая системная реформа «Государство – на острие преобразований» возможно не известна ни одному ведомству действующего правительства.

Необходима глубокая трансформация функций МСХ и его подразделений, с ограничением полномочий по следующим направлениям деятельности в исключительной государственной компетенции:

1) Нормативно-правовое обеспечение в АПК и контрольно-надзорные функции в сферах:

  1. Безопасность продукции
  2. Ветеринарная безопасность
  3. Фитосанитарная безопасность
  4. Землепользование
  5. Водопользование
  6. Природопользование и охрана окружающей среды
  7. Развитие сельских территорий
  8. Аккумуляция отраслевых данных в едином ЦОД с предоставлением необходимых данных для сторонних систем и сервисов через интеграционную платформу во избежание утечки данных, регулируемых положениями о государственной тайне;
  9. Межведомственное звимодействие.
  10. Равно доступные меры государственной поддержки – косвенные и прямые:

10.1. Косвенные меры:

  • Торговое регулирование по внутреннему и внешним рынкам (тариф образование на импорт и экспорт, не тарифные меры регулирования через квотирование и сертификацию, торговые соглашения);
  • Регулирование деятельности товарных бирж;
  • Развитие компетенции в отрасли через вертикально интегрированные системы непрерывного образования;
  • Инвестиции МИО с созданием государственно-частных кондоминиумов по водопользованию, мелиорации, обводнению общественных пастбищ, инфраструктурному обеспечению сельских территорий и центров экономического роста на селе;
  • Доступность рынков - поддержка развития инфраструктуры Агро логистики до ключевых рынков сбыта, государственные интервенции в стабилизационные фонды и развитие ОРЦ для обеспечения доступа фермеров напрямую к рынку сбыта;

10.2. Прямые меры:

  • Доступность финансирования по льготным условиям на рынках: лизинга, исламского финансирования, банковского кредитования, торгово-экспортного финансирования, страхования, мирокфинансирования, кредитных товариществ;
  • Налоговые каникулы и скидки через специальные режимы главы 63 НК РК, ЕЗН, льготы по НДС для сельхозкооперативов;
  • Эффективное субсидирование на основе глубоко анализа цепочек поставок и добавленной стоимости для смещения рыночной маржи в сторону производителя, а не закрепления дотационной зависимости сектор

2) Предоставление соответствующих электронных государственных услуг в АПК;

3) Мониторинг ключевых показателей развития отрасли:

  • сбор налогов и коэффициент налоговой нагрузки по секторам АПК
  • вклад в ВВП страны в целом и в ВРП агарных регионов АПК
  • производительность АПК в пересчете на средства производства – гектар земли, занятую рабочую силу
  • себестоимость ключевых товарных рынков
  • динамика развития базовых секторов (валовое производство, валовый доход, валовая маржа)
  • скорость и перспектива усложнения базовых секторов (ВДС)

МСХ в соответствии со своими полномочиями не должно раздувать штат и число ведомственных структур шире предлагаемого списка:

  1. комитет отраслевого развития (стратегическое планирование, наука, образование, технологии);
  2. комитет нормативно-правого обеспечения и регулирования.
  3. комитет лесного хозяйства и природопользовании;
  4. комитет водных ресурсов
  5. комитет земельных отношений
  6. комитет фитосанитарного контроля
  7. комитет ветеринарной безопасности
  8. комитет государственных услуг (сюда нужно всю цифровизацию в АПК подчинить после зачистки ведомства от неэффективных кадров)
  9. комитет торговой политик в АПК
  10. комитет государственной поддержки субъектов АПК

Полное исключение из правовой практики Казахстана в корне своем коррумпированного понятия «Оператор программы», ликвидация АО «НУХ Казагро» с сохранением в компетенции государства только 3 ключевых бюджетных ведомств как непосредственных дочерних организаций МСХ:

  • один не коммерческий банк для фондирования игроков на рынке финансирования АПК без прямого финансирования заемщиков;
  • одно торгово-экспортное страховое агентство.

Напомним, что сегодня колосс состоит из головного холдинга «Казагро» и дочерних организаций:

  1. Казагрофинанс
  2. Казагропродукт
  3. Казагромаркетинг
  4. Казагрогарант
  5. Продкорпорация
  6. Аграрная кредитная Корпорация
  7. Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства
  8. НАНОЦ – передан в прямое ведение МСХ из 3 аграрных вузов, и свыше 50 НИИ.

 

Автор: Айман Турсынкан